Ранее Все новости Позднее

02.04.2008 - Преподобный Анатолий Оптинский: «В последние времена ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни»


Земля наша (Россия) даст плод свой – истину

Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай” – Старец Николай Псковоезерский

Хотим обратить ваше внимание на очень ценные пророчества-наставления Преподобного Анатолия о причинах крушения Российской Империи, о методах соблазна в ересь и о способе преодоления всех искушений. Всем Русским патриотам необходимо понять первопричины наших бед, с тем, чтобы устранив эти причины, реально поучаствовать в воскресении России от духовной смерти Соборной личности Русского Народа. А потому посмотрите текст хотя бы с части «О судьбе Российского государственно-церковного корабля».

4.1. Происхождение преподобного Анатолия. 1

4.2. Служение Преподобного людям.. 4

4.2.1. По молитвам батюшки Анатолия. 4

4.2.2. Прозорливость батюшки Анатолия. 6

4.3. Помощник в семейных делах. 8

4.3.1. Старец о высоте брака. 9

4.3.2. Старческое благословение на брак. 10

4.4. Предсказания и наставления батюшки. 11

О судьбе Российского государственно-церковного корабля.. 12

4.5. Преподобный о Царе. 13

4.5.1. Преподобный ставил в пример Царя. 13

4.5.2. Беседа князя Жевахова со старцем Анатолием.. 14

4.5.3. Россия без Царя труп смердящий. 16

4.6. Батюшка готовился к смерти. 18

4.7. Эпистолярное наследие старца. 20

Преподобный старец Анатолий Оптинский[1]

4.1. Происхождение преподобного Анатолия

Рождение старца

Подобно святому Сергию Радонежскому, старец Анатолий Оптинский не покидал свою матушку до ее кончины.

До поступления в монастырь Оптина Пустынь Калужской губернии купец Александр Потапов занимался торговым делом. В этом жизненный путь старца Анатолия подобен другим Оптинским старцам Леониду, Моисею и Антонию, которые также происхождением были купеческого сословия.

Преподобный Амвросий Оптинский

Келейник старца Амвросия

В Оптину Пустынь Александр Алексеевич Потапов поступил в возрасте тридцати одного года. Вскоре ему назначили послушание в Оптинском Скиту: быть келейником Преподобного Амвросия (Гренкова), знаменитого к тому времени на всю Россию благодатного старца.

Таким образом послушник Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения великого старца в последние годы его жизни и принял благодать старчества от великого Амвросия.

От Преподобного Амвросия Оптинского стало известно, что будущий старец Анатолий, его келейник и ученик с детства, обладает редким духовным дарованием непрестанной самодвижной молитвой. Научиться этому невозможно. Но по милости Божией в сердцах Его избранников поселяется молитва Иисусова как дар Божий. Кроме старца Анатолия (Потапова), никто из Оптинских старцев не имел этого дарования свыше.

При постриге в монашеский чин Александр Потапов получил имя Анатолий в честь святителя Анатолия, патриарха Константинопольского. Многие годы он провел в Скиту келейником у старца Амвросия и после его смерти, будучи еще иеродиаконом, уже старчествовал, становясь общепризнанным Оптинским Старцем.

Некоторые черты характера

Келейник старца Анатолия монах Евстигней рассказывал, что батюшка любил чистоту и порядок во всем: Иной раз скажет:

Смотри, у тебя на столе-то, под шторкой, пыль.

Боже упаси, чтобы что-нибудь плесенью покрылось, попортилось. Непременно строго выговаривал:

Грешно бросать, люди нуждаются.

Сам Преподобный был настолько всегда аккуратен, что, к примеру, неисписанную часть бумажки вырезал из письма и убирал.

Евдокия Гавриловна, жившая в Оптиной Пустыни, рассказывала, что когда батюшка Анатолий был жив, то всякий мог ощутить на себе его абсолютную любовь, которая была важнее всего, и не нужно было ничего больше. Но когда было нужно, преподобный бывал и строг, и суров.

К примеру, жила тут у нас одна девушка, вспоминала Евдокия Гавриловна, и, хотя была здоровая, ничего не делала. Зато девица эта у всех выпрашивала хлеба. А старец Анатолий не преминул ее обличить, сказав: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. З,10)!

У кельи Владимирской церкви

В середине 1900-х годов число приходивших к старцу Анатолию возросло так, что в Скиту стало неудобно принимать их. Ведь к тому времени уже многим открылась его духовная опытность. По благословению наместника, он переселился в монастырь при церкви Владимирской иконы Божией Матери, приняв сан иеромонаха.

Об этом времени одна учительница вспоминала следующее:

“Наша семья многим обязана батюшке Анатолию, и много чудес видели мы по его молитвам... Брат мой окончил духовное училище и Семинарию и хотел поступить в университет. Я повезла его к батюшке. Стоим, ждем батюшку. Он вышел и благословил нас. Брат говорит о своем желании поступить в университет, а я думаю: “Неужели батюшка Анатолий благословит его бросить духовную карьеру?”

Батюшка смотрит на меня и говорит:

Бог благословит в университет. Хороший будет врач.

И, обращаясь ко мне, прибавляет:

Ты думаешь, что только духовные хорошие люди? Мирские тоже бывают хорошие.

Когда мне самой было еще шестнадцать лет, я с тетей побывала в Оптиной Пустыни. И во время исповеди старец Анатолий предсказал мне, что я буду учительницей, и подарил мне книгу надписью “Учительнице”. По его слову я и вправду стала учительницей”.

По свидетельствам посетителей, комната, где принимал батюшка Анатолий Оптинский, была его кабинетом и приемной. Здесь же он, очевидно, и молился, так как красный угол был полон икон, пред которыми теплилась лампадка и стоял аналойчик для принятия исповеди. А остальные стены кельи были увешаны портретами Оптинских старцев, отца Иоанна Кронштадтского и Царской Семьи, то есть изображениями будущих прославленных святых. Стол, несколько стульев, часы вот и все, что составляло убранство скромного, но чистенького и уютного жилища старца Анатолия.

4.2. Служение Преподобного людям

Батюшка Анатолий Оптинский принимал народ в течение всего дня до глубокой ночи. И только под утро он становился на келейную молитву. Ноги его были в ранах. Страдая много лет грыжей, он был чуть живой. Ведь он все время отдавал молитве и служению людям. Для многих оставалось загадкой – когда же старец Анатолий спал? Единственное время за сутки, когда Преподобный позволял себе отдохнуть, это было на утрени во время чтения кафизм, когда в церкви по уставу садились. Вот тогда старец Анатолий погружался в легкий короткий сон. Некоторые, не знавшие повседневного подвига старца, смущались тем, что он спит в церкви во время службы.

4.2.1. По молитвам батюшки Анатолия

Благословение старца-утешителя

Старец Анатолий, прозванный в народе “утешителем”, начинал прием посетителей с их обхода. Он, выходя в сени, благословлял каждого из них. Многие приезжали издалека только ради одного этого благословения святого старца.

Преподобный Анатолий Оптинский имел особенную манеру благословлять. Он крестил неторопливо, чинно, удерживая при этом некоторое время благословляющую руку около чела богомольца и часто прозревая и отгоняя недолжные помыслы, легонько ударял несколько раз в лобик пальцами, как некогда делал старец Амвросий, приговаривая при этом “цок, цок, цок”.

Обходя посетителей, преподобный Анатолий давал краткие ответы на вопросы, а затем принимал тех, кому назначил исповедь и беседу у себя в келии.

По молитвам батюшки Анатолия

Монахиня Домна, жившая при монастыре, пишет о старце Анатолии, что предсказывал и вымаливал он, быв еще послушником. Приехала к Домне сестра. У святого колодца подошел к ней старец Анатолий и спросил:

Ты Домнина сестра?

Да, ответила она ему.

Отец Анатолий дал ей большую икону и сказал:

Это тебе на новоселье, поезжай домой и покупай землю.

Когда она приехала домой и рассказала мужу, он рассмеялся:

Какое новоселье? Какая земля?

А следом за ней приехал мужик, который предложил купить землю, а деньги платить по годам в рассрочку.

Так благодаря батюшке Анатолию и землю купили, и построились, и справили новоселье.

Всенародный ангел-хранитель

В народе было твердое убеждение, что нет такого вопроса, который батюшка Анатолий не смог бы разрешить. Каждую минуту ему приходилось разрешать судьбоносные вопросы многих людей.

Однажды к старцу пришел крестьянин-ямщик, оставшийся с семьей без крыши над головой с пятью-десятью рублями денег в кармане. Мужик пришел в отчаяние, сильно закручинился и решил пропить все эти деньги да податься в Москву в работники, оставив жену с ребятишками в деревне. Но наутро ему пришла мысль: “Сходи к старцу Анатолию”. Пошел крестьянин к старцу и все ему рассказал:

Погибаю я, батюшка, совсем хоть умирай, жить с семьей негде.

Задумался старец, а потом и говорит:

Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь.

Он еще раз благословил крестьянина, и тот ожил, выйдя от Преподобного совсем другим человеком. Слово старца остановило крестьянина от губительного поступка и укрепило его, терпением. В тот же день крестьянину предложили купить готовый сруб за четвертную, и семья была спасена. Этот крестьянин потом говорил:

Вот всегда обращаюсь к этому дорогому батюшке. Он мне в трудные минуты все равно что ангел хранитель, как скажет, так уж точно обрежет.

4.2.2. Прозорливость батюшки Анатолия

Старец Анатолий Оптинский имел от Бога дар прозорливости, о чем, несмотря на революционное время, сохранилось много свидетельств.

Духовным чадом старца был священник Адриан Рымаренко, впоследствии епископ Андрей. Перед принятием иерейства в 1921 году он приезжал к Преподобному Анатолию за благословением. Батюшка ему сказал:

Тебе надо будет поступить на курсы.

Так и случилось, архиепископ Парфений Полтавский потом сказал ему:

У вас хоть и высшее образование, но светское, и потому надо держать экзамен.

Поэтому пришлось ему перед рукоположением заниматься у профессоров богословия и держать специальный экзамен.

Отец Адриан спрашивал у старца Анатолия благословения на приход в село Евлоши под Ромнами. Старец в благословение дал пасхальное яичко с изображением иконы Божией Матери и спросил:

Какая это иконка?

Отец Адриан сказал:

Смоленская, кажется...

А батюшка Анатолий возразил:

Нет, Иверская.

И действительно, первый приход отца Адриана был в Ромнах, в храме, в котором был очень чтимый всеми в большой дорогой ризе образ Иверской Божией Матери.

Наставления преподобного Анатолия

Батюшку Анатолия Оптинского спрашивали:

Можно ли говорить другим что-либо вроде наставления?

Старец дал такой ответ:

Когда необходимость бывает, то надо сказать. Воззвать ко Господу, как говорит батюшка отец Моисей, надо для вразумления и после этого говорить.

Монахиня Амвросия спрашивала батюшку о том, можно ли рассказывать о чудесах. Старец ей ответил:

Смотря какое настроение, верующим можно.

На вопрос чад, оправдываться ли на клевету, преподобный Анатолий ответил:

Если к случаю и важное что, перед начальством надо сказывать.

Врачеватель душ и телес

Господь всегда открывал батюшке Анатолию мои мысли да помыслы греховные, – рассказывала сельская учительница Нина Владимировна. Однажды во время исповеди старец спросил меня: “А сколько у тебя учеников?”. Я ответила, что десять, а сама вспомнила, что девять, и решила промолчать. Через минуту батюшка Анатолий опять спрашивает: “Так сколько, ты говоришь, у тебя учеников?” Не знаю почему, но я опять сказала, что десять. Он еще раз спросил, я опять сказала десять. Он не отпустил мне грехов, а сказал, чтобы я опять пришла на исповедь за всенощной. Бес долго искушал меня не признаваться во лжи. Но как только я услышала: “Слава Тебе, показавшему нам свет…”, так прямо прозрела мгновенно. На исповеди со слезами прошу батюшку Анатолия простить меня за ложь. А он очень веселый говорит: “Ну это не так важно десять или девять ничего, ничего”.

Однажды отец Анатолий послал со мной грушу моему младшему брату. Я удивилась: почему именно младшему? Приезжаю и узнаю, что он болен и что врач не имеет надежды на его выздоровление. Мой брат стал вкушать эту грушу по маленькому кусочку и стал поправляться. Когда же груша была им съедена вся, то он поправился совсем.

Возле келии старца Анатолия Оптинского всегда толпился народ, и многие из разных губерний привозили своих больных и искалеченных детей на лечение, говоря так:

Одна надежда на батюшку Анатолия, что вымолит у Господа здравие неповинным.

И никогда их вера не посрамляла их. Эти темные крестьяне тянулись в монастыри как в духовные и телесные лечебницы, доказывая тем самым, что их “невежество” на самом деле является глубочайшей христианской мудростью.

Великий Оптинский утешитель

Та же Нина Владимировна вспоминала, как в разговоре с подругой как-то раз сказала:

Ни за что не пойду к батюшке, Анатолию на могилку, ни за что!

Только она вошла на порог к батюшке, а он сразу начал говорить:

Вот я ездил к своему духовному отцу на могилку. Большое утешение получил. Большое утешение...

Так старец обличил ее, что помысел, ею принятый, был от духа лукавого. И так всегда помогал.

Пришла она как-то к старцу Анатолию, а про себя думает: “Не стану я пред ним на колени. Пред Богом только надо на колени становиться, а пред человеком нельзя!”

А батюшка как только увидел ее, так сразу взял за руку и посадил в кресло. У нее внутри сразу все поменялось. Она, расплакавшись, упала пред ним на колени. От стыда чуть не сгорела.

4.3. Помощник в семейных делах

Преподобный Анатолий Оптинский в старческом окормлении народа был особым покровителем святыни христианской семьи. Он всегда помогал разрешать сложные вопросы семейной жизни, мудро оберегал от разрушения семейное царство домашнюю церковь.

К старцу Анатолию несколько раз приезжала замужняя женщина О.П.М., имевшая большую скорбь ее муж был лютеранин. Все ее по пытки склонить мужа к Православию были не только неудачны, но и привели к расстройству дружной семейной жизни. Поэтому она обратилась к старцу Анатолию за советом и помощью. Старец твердо запретил ей настаивать, вынуждать и уговаривать мужа менять конфессию, но велел ей, не теряя надежды, сохранять только семейный мир.

Впоследствии муж сам принял Православие, не желая разлучаться с женой в жизни вечной. Скончался он православным. Жена похоронила его в Оптиной Пустыни, сама же поступила в Шамординский женский монастырь.

4.3.1. Старец о высоте брака

Священник Александр Б. из Самарской губернии приступил к строительству нового храма, получив приход в рабочей слободке. Все сначала было хорошо, но для молодой матушки скоро это стало испытанием. Священник стал меньше уделять внимания жене, а когда появились дети, то матушке приходилось заниматься ими в основном одной. Огорченная хозяйка стала роптать и жаловаться, на такое расстройство семейной жизни. А священник оправдывался:

Да ведь я не где-нибудь был, а на постройке храма!

Но это приводило к еще большим семейным спорам. Наконец, матушка однажды заявила мужу:

Если жизнь не изменится, то я уйду к родителям.

Священник обратился к старцу Анатолию Оптинскому с вопросом: кого предпочесть храм или жену? Старец выслушал историю с опущенными глазами и сокрушенно закачал головой:

Ах, какая беда, беда-то какая! Нельзя же одну церковь строить, а другую ломать! Иначе плохо будет, плохо! Конечно, и храм строить великое дело, но и мир семейный хранить тоже святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; так как и сравнил апостол жену с Церковью (Еф. 5;25-ЗЗ). Вот как высок брак! Нужно сочетать и храм, и, семейный мир. Иначе Богу неугодно и строительство храма. А хитрый враг-диавол под видом добра хочет причинить зло: нужно разуметь нам его козни. Приходи к обеду вовремя. Всему есть свое время.

А потом, немного подумав, Преподобный добавил:

А тут добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается тщеславие... Да, примешивается, примешивается: хочется поскорее кончить, да людям понравиться...

После этого совета святого старца дела семейные скоро поправились.

4.3.2. Старческое благословение на брак

Одна молодая девица пообещала своему жениху, бывшему на фронте, попасть на войну во что бы то ни стало, даже против воли матери.

Чтобы разрешить вопрос, мать и дочь осенью 1915 года приехали в Оптину Пустынь к старцу Анатолию. Дочь вспоминает, какие посещали ее мысли:

Как хорошо, что я одна попаду к старцу без мамы. Он, конечно, меня благословит идти на фронт, когда я его попрошу, а мама поневоле отпустит меня.

Дверь из келии в приемную открывается, и дочь видит маленького старичка-монаха, который прямо направляется к ней со словами:

А ну-ка, иди ко мне!

Когда она зашла за ним в келию, он закрыл за нею дверь и ласково посмотрел на нее. Она вмиг поняла, что он видит ее насквозь, смотрела на него и молчала. А старец Анатолий говорит:

А ты почему мать не слушаешься?

Она продолжает молчать.

Вот что я тебе скажу, твоя мать лучше тебя знает, что тебе на войне не место… Теперь ты вот что мне скажи: замуж хочешь?

Молчит.

Я знаю случай такой, продолжал батюшка Анатолий, как мужа одного на войне убили, а его жена дома умирает в этот же час. Ты сей час любишь его за красоту! Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Вот только тогда и выходи.

С этими словами старец Анатолий влез на стул и достал с полки деревянную икону Казанской Божией Матери, поставил на колени девушку и благословил на брак. И потом уже добавил:

Когда приедешь в Петроград, не думай, что тебе нечего будет делать будешь занята.

Слова батюшки Анатолия в точности сбылись. В день приезда ей предложили работать в госпитале для военных. И замуж вышла, но за другого человека, который был адъютантом в штабе дивизии.

4.4. Предсказания и наставления батюшки

Церковный писатель Сергей Александрович Нилус в своей книге “На берегу Божьей реки” опубликовал свою беседу со старцем Нектарием Оптинским, который ему говорил следующее:

“В Белаевском женском монастыре у отца Анатолия было немало духовных дочерей. Одной из них, жившей с матерью, монахинею, он говорил:

Мать-то твоя не доживет, а ты доживешь до самого антихриста.

Мать теперь умерла, а дочка все еще живет...”.

Помни всегда, что Господь видит

В одном из наставлений своему духовному чаду старец Анатолий Оптинский на вопрос, как жить, ответил:

Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, на остальное не обращай внимания!

Преподобный Анатолий не оставил страждущий народ без духовного оружия в брани против слуг грядущего антихриста, составив особую молитву:

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердого исповедания Имени Твоего Святого, да не отступлю страха ради диавольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь”.

О судьбе Российского государственно-церковного корабля

Преподобный Анатолий Оптинский (младший) был великим почитателем Царя Николая Второго

Господь открыл Преподобному Анатолию Оптинскому, как, впрочем, и другим святым, что Божиим промыслом в земной истории предусмотрены как смерть Русского православного царства, так и его благодатное воскресение для вящего прославления Имени Божия по всей земле. И проповедано будет сие Евангелие (то есть благая весть о воскресении Русского Царствия) по всей вселенной, во свидетельство всем народам: и тогда придет конец (Мф. 24,14).

Двадцать седьмого февраля 1917 года старец Анатолий Оптинский посетил благочестивую семью Шатровых в Москве, где собрались его духовные чада и почитатели. Они вопрошали батюшку Анатолия:

Что же будет?

Старец, разумеется, зная, что через несколько дней произойдет клятвопреступное свержение кормчего государственно-церковного корабля, покровителя вселенского Православия, Помазанника Божия Николая Второго, в результате чего Церковь утратит идеологическое, и иерархическое единство и будет разделена на архиерейские группы до времени восстановления последним Царем ее полноценного канонического бытия, отвечал им:

Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Но все же не все погибнут. Только не бойтесь. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает?

Кто-то из присутствующих ответил, что после шторма бывает штиль.

Вот ведь, сказал старец, так и будет штиль.

Кто-то сказал:

Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло все!

Не так будет, ответил отец Анатолий, явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся русский государственно-церковный корабль во всей своей красе и пойдёт своим путем, Богом же предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо.

И действительно, второго марта почти все генералы, думцы, архиереи и министры преподнесли своему Царю иудин поцелуй, побудив Его добровольно, по образу Христова кенозиса, отречься от первой ступени Царского служения удерживающего (2Фес. 2,7) ради высшей ступени служенияискупителя (1Тим. 2,6) греха Своего Народа.

После встречи с духовными чадами в Москве старец Анатолий сразу вернулся в Оптину Пустынь, хотя в Москве оказался на пути в Петроград.

Приходившему в монастырь народу Преподобный открывал, что за грех измены Царю Россию ожидают великие скорби, призывал “верить и верить крепко” в Промысел Божий о России, укрепляя в уповании на милость Божию.

4.5. Преподобный о Царе

4.5.1. Преподобный ставил в пример Царя

Старец Анатолий Оптинский был великим почитателем и молитвенником за Царя. По сложившейся в монастыре старческой традиции благословлять приходивших духовно-назидательной литературой, батюшка Анатолий благословлял книжечками о Царе.

Один паломник по этому поводу вспоминал:

И все эти книги, когда я их потом просмотрел, действительно оказались чрезвычайно полезными и безусловно необходимыми именно мне. Как для примера укажу на следующее.

Имея страшную массу работы по переписке, по подготовке к лекциям, к беседам частного характера; благодаря почти безпрерывным посещениям людей, интересующихся совершившимся во мне переворотом; равно как и другими вопросами, я всегда затруднялся; как распределять свое рабочее время и свою работу; и нигде не мог найти на этот предмет прямого указания. Каково же было мое удовольствие, когда в книжке “Как живет и работает Государь Император Николай Александрович” я увидал способ равномерного распределения работ в виде записи в начале дня их распорядка. Это сразу устроило меня и избавило от чрезвычайно неприятных затруднений.

Приезд старца в Петроград

Осенью 1916 года преподобный Анатолий приезжал в Петроград на закладку Шамординского подворья, которое основано было на Петербургском шоссе, недалеко от Стрельны.

Приезд старца Анатолия Оптинского в северную столицу некоторые люди, стоявшие близко к Государю Николаю Второму, пытались использовать, чтобы удалить от Царской Семьи старца Григория Ефимовича Распутина, противопоставив оптинскому старцу друга Царя.

Однако Преподобный Анатолий не пошел на это. Он дал ясно понять, что удаление Распутина от Государя есть дело невозможное и преступное, так как на это не было Божьей воли.

После закладки часовни Шамординского подворья старец Анатолий вернулся в Оптину Пустынь.

4.5.2. Беседа князя Жевахова со старцем Анатолием

Батюшка Анатолий Оптинский в беседах всегда указывал на гордость человеческую как на причину всех бед и несчастий, объясняя самые тонкие проявления гордыни, отравляющие жизнь человека.

Одна из таких бесед была записана князем Н.Д. Жеваховым, который открывал старцу свое сердце для духовного врачевания:

Батюшка отец Анатолий, не разберусь я ни в чем... Боюсь я за свою душу... Если бы вы знали, как это тяжело, как трудно остаться чистым среди мирской грязи, как болезненны греховные падения и даже безотносительно к ним какою безсмысленною кажется мне мирская жизнь; когда осознаешь, что зиждется она на неверном фундаменте, что живут люди не так, как повелел Господь, делают не то дело, какое должны были бы делать... Иной раз бывает так тяжело от всяких противоречий и перекрестных вопросов, что я боюсь даже думать... Так и кажется, что сойду с ума от своих тяжелых дум...

А это от гордости, ответил отец Анатолий.

Какая там гордость, батюшка, возразил я, кажется мне, что я сам себя боюсь; всегда я старался быть везде последним...

Это ничего; и гордость бывает разная. Есть гордость мирская это мудрование; а есть гордость духовная это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй... Наш учитель смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6 и 1Пет. 5,5). А благодать Божия это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись да скажи себе: “Хоть я песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия”…

Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи. И выглянет солнышко, и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться; и легко станет тебе на душе...

Я почувствовал, как затрепетало мое сердце от этих слов.

“Как глубоко и как просто”, подумал я.

Отец Анатолий между тем продолжал:

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разобраться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Чего же нам бояться да сокрушаться, за чем разбираться в трудностях жизни, загадывать да разгадывать... Чем сложнее и труднее жизнь, тем меньше нужно это делать... Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудною стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что, вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него одного полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний все это посещения Божии, тебе же на пользу... Пред кончиною своей будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу...

4.5.3. Россия без Царя труп смердящий

Господь показал Преподобному Анатолию Оптинскому ту бездну, на краю которой оказалась Россия. Грозные пророчества старца о грядущих судьбах Царя и Его России присутствуют с того времtни и в его беседах, и в его проповедях, и в его письмах.

На вопрос князя Н.Д. Жевахова, принять ли монашество или во исполнение воли Царя стать товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода, батюшка Анатолий ответил глубокими словами о смысле Царского служения и значении Самодержца в судьбе православной России.

Я помню свои детские годы, рассказывал князь своему старцу, мир точно умышленно развращал нас, и только в родной семье да в келии старца я слышал о том, о чем наедине говорила мне душа моя... И еще тогда я недоумевал, зачем оставаться в миру среди чужих и недобрых людей, и спрашивал старцев, куда мне идти и что делать с собою... Я знал, куда идти и что делать, но боялся следовать своей воле и запрашивал старцев, чтобы они открыли мне волю Божию... А они удерживали меня в миру, не пускали в монастырь; все говорили, что Господь предназначил мне иной путь и что не пришел еще час мой... А чем дальше, тем было хуже, тем тяжелее... Жизнь стала складываться так, что без измены Богу я уже не мог покинуть мира. Сначала подошло дело (прославление) святителя Иоасафа. Затем постройка храма святителю Николаю в Бари. А вот теперь подходит еще одно дело, и я не знаю, от Бога ли оно или нет, но хорошо знаю, что если возьмусь за него, то оно окончательно привяжет меня к миру… Вот за этим, чтобы спросить вас и посоветоваться, я и приехал сейчас в Оптину…

А какое это дело? спросил его батюшка Анатолий.

Царь хочет назначить меня на службу в Синод, товарищем Обер-прокурора, и вот я и не знаю, что это означает... Место это высокое; много соблазнов для тщеславия, и гордости, и самолюбия; много будет у меня врагов, которые станут травить меня так, как сейчас травят всех, входящих в состав правительства; и я не знаю, как мне поступить, и ни в чем не могу сам разобраться... Откройте мне волю Божию, и как вы скажете мне, так я и сделаю.

А ты верно знаешь, что Царь зовет тебя на это место? спросил отец Анатолий.

Верно знаю, ответил князь.

А коли Царь зовет, значит зовет Бог. А Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя и знает, что и ты Царя любишь... Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия... Береги Его, ибо Им держится Земля Русская и Вера Православная... Молись за Царя и заслоняй Его от недобрых людей, слуг сатанинских...

Царь не только (удерживающий) Объявитель воли Божией людям, но (и будущий искупитель народа)...

Преподобный Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах. Взволнованный, он закончил свою мысль, сказан:

Судьба Царя судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим. Иди же, иди смело, и да не смущают тебя помыслы об иночестве: у тебя еще много дела в миру. Твой монастырь внутри тебя; отнесешь его в обитель, когда Господь прикажет, когда не будет уже ничего, что станет удерживать тебя в миру...

В конце августа 1916 года князь Н.Д. Жевахов из Оптиной Пустыни вернулся в Петербург, где, согласно Высочайшему Указу от пятнадцатого сентября, вступил в назначенную должность первого товарища Обер-прокурора Святейшего Синода.

4.6. Батюшка готовился к смерти

Зимой 1921 года в домике старца Анатолия практически не топили, так как заготовка дров была запрещена. А революционная молодежь побила все стекла в окнах. Вода в кружках превращалась в лед, когда забывали ее вылить. Спали не раздеваясь. Такие тяжелые условия жизни окончательно расстроили и без того слабое здоровье Преподобного.

По предложению настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Исаакия батюшка Анатолий принял высшую ступень монашества великую схиму.

На именинах отца Анатолия в 1922 году ему пели “многая лета”, а он просил не делать этого, приговаривая:

довольно, довольно “многая лета”...

Ему было известно, свыше открыто, что это последний год его жизни, и он готовился к смерти.

За две недели до своей блаженной кончины Преподобный после обедни, зашел на могилку старца Амвросия и, став на место своего будущего захоронения, долго стоял приговаривая:

А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз.

Многие чада батюшки Анатолия приехали в Оптину Пустынь на погребение своего духовного отца, по тому что он, как они рассказывали, заранее предупредил их о своей кончине или письмом, или явившись во сне.

Кончина преподобного Анатолия

Преподобный Анатолий Оптинский (младший) был верноподанный Царя Николая Второго

Слуги грядущего антихриста, дорвавшиеся до власти, повели дело к закрытию Оптинской обители. Гонения начались с арестов и высылки насельников. Более всего самозваную власть бесило пророческое служение Оптинских старцев, которые в своих наставлениях укрепляли народ стоять в православии, с терпением нести скорби, которые попущены Богом за грех против Царя. Наступившее “иго жидовское” они объясняли как началовсероссийской епитимии”, необходимой для будущего всенародного покаяния” [в грехе отречения от своих Царей-Богопомазанников, в грехе нарушения Соборного Обета, данного Богу в 1613 году, в грехе клятвопреступления. Покаяние же Русского Народа в каких-то других грехах – это плод больной фантазии духовно больных людей, фантазирующих по наущению бесов во плоти – жидов-христоборцев!].

Старец Анатолий Оптинский, не смотря на свою болезненность, не переставал принимать народ со всей России. Большевики подвергали его разным унижениям и издевательствам. Дошло дело и до его ареста.

Вечером двадцать девятого июля в монастырь приехала кучка чекистов. Комиссары долго допрашивали батюшку Анатолия и хотели было забрать его. Но Преподобный смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы можно было, как он говорил, “приготовиться в путь”. Чекисты согласились, при этом пригрозив келейнику, чтобы он приготовил старца к отъезду.

После этого отец Анатолий уединился у себя в келии и стал “готовиться в путь”. Келейник батюшки отец Евстигней, посещавший его ночью несколько раз, говорил о старце Анатолии:

Ночь провел без сна. Под утро я нашел его на полу около кровати он стоял на коленях.

В пять часов утра отец Евстигней и отец Пантелеимон зашли в келию и застали Преподобного на коленях, голова же лежала на постели. Он, так же как и святой Серафим Саровский, предал свою душу Богу, – стоя на молитве. Это было тридцатого июля 1922 года.

Утром приехавшие чекисты спросили келейника:

Старец готов?

Да, просто ответил тот, готов.

Он открыл пред ними дверь келии, посреди которой уже стоял гроб с телом почившего старца Анатолия, готового к последнему пути. Так Господь не попустил надругаться над Своим верным рабом.

Погребение батюшки Анатолия

Старца Анатолия Оптинского отпевали в Казанской церкви, где панихиды служились непрерывно.

Во время копания могилы монахи затронули гроб старца Макария под соседней часовней. Так как угол гроба истлел, братия смогла убедиться в нетленности тела великого старца.

А батюшку Анатолия похоронили под одной часовней со старцами Амвросием и Иосифом. Надпись на его деревянном надгробии гласила:

О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 13,35), пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Иоан. 4,16).

По свидетельству очевидцев, могила Преподобного старца Анатолия в течение нескольких дней после погребения благоухала неизреченными ароматами.

4.7. Эпистолярное наследие старца

Промысл Божий сохранил до нашего времени безценное свидетельство того, какую великую ревность имел батюшка Анатолий Оптинский в своем пастырском служении. Написанное им “наставление монахам и мирянам зело полезное” и ставшее своего рода духовным завещанием для следующих поколений как нельзя лучше ограждает сегодня овец Христовых от многочисленных волков в рясах:

“Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие (2Тим. 3,1). И вот вследствие оскудения благочестия пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростию, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных (Мф. 24,24). Он не станет грубо отвергать Догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать преданное Святыми Отцами и от Духа Святого учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении.

Он сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7,16). Вот и ты по этим плодам их, или, что-то же, по действиям еретиков, старайся отличить их от истинных пастырей. Это – духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо и войдут они во двор овчий – Церковь, перелазя инуде, как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божьи уставы, Господь именует этих архиереев и наместников ворами и разбойниками (Иоан. 10,1).

Действительно, первым делом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь нарушение Божественного чина в Церкви[2], отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хоть, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это клеветники, предатели, сеющие вражду и злобу, потому и сказал Господь, что по плодам их узнаете их (Мф. 7,20). Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы и Церкви послушны [а не человекам, возомнившим себя обладателями господской (царской) власти, называя себя отцами[3] и забывая о том, что эти "отцы", подавая пример своей христианской жизнью, могут только советовать и только в вопросах духовной жизни. Да и то, если имеют духовную силу и знания. В противном случае, эти самочинные "отцы-господа" являются и духовными, и светскими импотентами.]

Большое притеснение будет от еретиков монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, и те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако они, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия (2Тим. З,5), будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, если доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10,32).

[Малодушные и кривоверные ныне называют себя "традиционалистами", ибо они придерживаются традиций, которые в Церкви установили «волки в рясах», о которых Преподобный Анатолий Оптинский писал: «Господь именует этих архиереев и наместников ворами и разбойниками (Иоан. 10,1)». Этим "традиционалистам" Царь-победитель, который уже очень скоро грядет, не нужен. Ибо одной из таких традиций, одним из завоеваний красных попов является прекращение молитв за Царя-Богопомазанника и вознесение молитв вместо Него за "Великого Господина и Отца" всех духовно поврежденных или, даже, духовно мертвых "христиан" Московской патриархии. При этом эти несчастные наивно думают, что эти их моления угодны Богу, а потому обязательно исполнятся.

Этим "подвижникам" советского цареборческого, а значит безбожного, благочестия не понять, что этими молитвами они стяжают Гнев Божий на свои головы, Который проявляется и в болезнях, и в семейный и служебных неурядицах, а то и в преждевременной смерти самого "подвижника-традиционалиста" или близких его.]

Бойся Господа Бога [а не человеков. Вернись к молитвам юности наших Благочестивых и Христолюбивых Царей-Богопомазанников], сын мой, бойся потерять уготованный венец; бойся быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стой в вере и, если нужно с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и Святые Мученики и Исповедники; они с радостью будут взирать на твой подвиг.

Но горе будет в те дни тем монахам, кои обзавелись имуществом и богатством и ради любви к покою готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: “Мы охраним и спасем обитель, и Господь нас простит”. [Или: “За нашу искренность, с которой мы блюдем послереволюционные установления ("традиции"), Господь не накажет, а, может быть, даже и наградит!”] Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет тогда она уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов, и истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать для этого будут уединенные и пустынные места.

Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает человека от благодати и разлучает со Христом, потому и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря (Мф. 18,17). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом (2Тим. 2,1), с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим. 2,3), рекшего: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2,10). Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и держава во веки веков. Аминь.

Составил К.В.П.

Использованные источники:

1. Концевич И.М. “Оптина Пустынь и ее время”, Нью-Йорк, Джорданвилль, 970, с. 404-423.

2. Жевахов Н.Д. “Воспоминания товарища Обер-прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова”, том 1, Мюнхен, 1923, с. 155-161.

3. Фомин С.В. “Цветочки Оптиной Пустыни”, Москва, “Паломник”, 1995, с. 71-90.

4. Геннадий Беловолов, иерей. “Оптинский Старец Анатолий Младший” (Потапов)”, “Русский Паломник”, № 7, 1993, с. 19-44.

5. Оптинские старцы. “Житие Преподобного отца нашего Анатолия (Младшего) Оптинского”, “Заря”, 1990, с. 64-67.

Вышеприведенный текст взят из раздела 4. брошюры составленной Романом Сергиевым “Преподобные Старцы: Авель Тайновидец, Анатолий Оптинский, Лаврентий Черниговский, Макарий Невский”.

На нашем сайте можно посмотреть молитвы, которыми молились перед Иконами Пресвятой Богородицы до 1917 года. Смотри Иконы.

На нашем сайте можно скачать и читать, замечательное произведение генерала и писателя Петра Николаевича Краснова “Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии”, которое является неувядающим венком доблестным солдатам и офицерам Русской Императорской Армии, живот свой за Веру, Царя и Отечество положившим.Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем Русская Императорская Армия бала сильнее всех армий мира и поймете, кто такой генерал Петр Николаевич Краснов. Воин Русской Армии, Русский Патриот, православный христианин очень многого себя лишат, если не найдут время прочитать эту очень благодатную книжечку.

На нашем сайте можно читать и скачать книги схимонахини Николаи (Гроян) о духоносном старце Николаи (Гурьянове) Псковоезерском "Небесный Ангел пламенный молитвенник земли Русской за весь мир", "О Богоустановленности Царской Самодержавной власти", “Царский Архиерей. Духовному отцу слово любви” и о Григории Ефимовиче Распутине - "Мученик за Христа и Царя Григорий Новый" (пока только скачать) .



[1] Статья из альманаха «ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ» №23, август 1996 г. С. 2-5. Составил К.В.П.

   Составителями данного сборника была незначительно изменена последовательность свидетельств о старце Анатолии при объединении этих свидетельств в отдельные разделы. Все выделения и сноски сделаны автором новостного сообщения.

[2] По указу св… синода от 7 марта 1917 года повреждены все богослужебные тексты – удалены молитвы за Царя-Богопомазанника, но на месте молитв о Царе стоят молитвы о "Великом Господине и Отце" всех рабов священства в Московской патриархии.

[3] Обратим внимание на то, что в древности патриархом назывался господин семейства, который, обладая господскими полномочиями, был и государем, и судьей, и военачальником, а не священнослужитель, который совершает в храме таинства! Этому священнослужителю, даже с титулом патриарха, Господь Бог даровал полномочия для совершения Таинства в храме и чтобы пасти Божие стадо на пажите Христовой, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Петр. 5,2-3).

 

 


Коллекция.ру
Locations of visitors to this page