Ранее Все новости Позднее

29.04.2008 - Не добрые дела, а благодать Святого Духа, получаемая за них, способствуют нашему спасению


Беседа преподобного Серафима Саровского[1] о цели христианской жизни[2]

Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную радость!” – последние слова Праведного Старца Николая Псковоезерского

1.1. Предисловие С. Нилуса. 2

1.2. Приглашение. 4

1.3. Изволение Господне. 6

1.4. Цель жизни христианской. 8

1.4.1. В стяжании благодати Духа Божия состоит истинная цель жизни христианской  9

1.4.2. Не добрые дела, а благодать Святого Духа, получаемая за них, способствуют нашему спасению   11

1.4.3. Будем радоваться радостью совершенною, неизреченною и преславною, чтобы войти в радость Господина нашего. 17

А. Не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас  17

Б. Высмеивать следует грех, а не грешника, насмешки заслуживает нежелание христианина обретать правую веру! 21

Слова преподобного Серафима: “не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мiра, чтобы вы сами утвердившись в деле Божием, и другим могли бы быть полезными и незнание, в основной своей массе, православными христианами цели христианской жизни, побудило к составлению этих заметок. Составитель Роман Сергиев с чистой совестью может заявить: “Впрочем я не ищу моей славы (Иоан. 8,50), но желаю выполнять волю Бога и славить имя Его, стяжать для своего спасения благодать Духа Святаго и, если возможно, помочь в этом ближнему!”

Руководство нашего сайта по тем же причинам посчитало необходимым довести через Интернет до достаточно широких масс разъяснения Преподобного Серафима “О цели христианской жизни”. И мы полностью разделяем желание составителя публикуемого текста Романа Сергиева: “Хотелось бы, чтобы эти заметки, в современных условиях почти всеобщего отступления от Истины, помогли православным христианам обрести правую веру и стать им истинными поклонниками Иисуса Христа, которые следуя указаниям Преподобного Серафима, будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Иоан. 4,23)”.

1.1. Предисловие С. Нилуса

Они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати (Деян. 19,5-7).

И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня (Деян. 20,22-23).

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1Кор. 2,4-5).

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1Кор. 2,10).

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2,14).

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1,10).

НИЛУС Сергей Александрович (28.08.1862—1/14.01.1929), русский мыслитель, духовный писатель и общественный деятель. Один из выдающихся поборников идеалов Святой Руси

За месяц до Высочайшего повеления об ускорении производящегося в Святейшем Синоде дела о прославлении святого угодника Божия, Серафима Саровского, Господь привел меня опять в Саров и Дивеев. Из трех современниц отца Серафима, которых я встретил в первую свою поездку, я застал в живых одну только Елену Ивановну Мотовилову. [Ибо ей Господь поручил через ее мужа, Николая Александровича Мотовилова, передать Императору Николаю Александровичу Второму письмо Преподобного Серафима во время торжеств при его прославлении.]…

Сильно за эти годы сдалась Елена Ивановна: согнулся стан, стали меркнуть еще так недавно светлые и проницательные очи. Серафиму не нужно уже земных свидетелей его праведности, он зовет их к себе в места вечного упокоения, видеть и разделять с ним его славу, ту нетленную и вечную неувядающую славу, которую Господь от века уготовал всем любящим Его, «идеже лица святых, Господи, и праведницы сияют, яко солнце!»

Но свежесть ума и памяти не покинули еще родной старушки. Прошлое живет и расцветает в ее воспоминаниях, и время не имеет власти над ними!..

По просьбе моей … Елена Ивановна дала мне целый короб бумаг, оставшихся после покойного ее мужа Николая Александровича. Всякий, кто интересуется житием отца Серафима, должен знать это имя, которое так тесно связано с именем Батюшки и устроенной им Дивеевской женской обители. [Именно Николай Александрович Мотовилов и будет Преподобным Серафимом, воскресшим на короткое время, объявлен святым.]

Непонятым жил этот человек, неоцененным и умер, но был он при жизни «служкой Серафимовым», как он сам любил называть себя, таким и после смерти остался. В бумагах его довелось мне найти такое сокровище, которое по справедливости может быть названо величайшим свидетельством веры. Этой драгоценностью, с сохранением всей своеобразности слога сороковых годов минувшего столетия, на котором она написана, я и желаю поделиться с православным читателем[3].

1.2. Приглашение

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Иоан. 14,12).

Николая Александровича Мотовилова (12/25 мая 1809 – 14/27 января 1879), симбирский и арзамасский помещик, почитатель, биограф и собеседник Преподобного Серафима Саровского ("служка" Преподобного Серафима), попечитель Серафимо-Дивеевской обители

«Однажды, – пишет в своих записках Мотовилов, – это было в Саровской пустыни вскоре после моего исцеления, в начале зимы 1831 года, во вторник конца ноября, я стоял во время вечерни в теплом соборе Живоносного Источника на обыкновенном, как потом всегда бывало, месте моем, прямо против чудотворной иконы Божией Матери. Тут подошла ко мне одна из сестер Мельничной общины Дивеевской[4]. О названии и существовании этой общины, отдельной от другой церковной, тоже Дивеевской общины, я не имел тогда еще никакого понятия. Эта сестра сказала мне:

Ты что ли хроменький барин, которого исцелил вот недавно наш батюшка, отец Серафим?

Я отвечал, что именно я и есть.

Ну, так, сказала она, иди к Батюшке; он велел позвать тебя к себе. Он теперь в келье своей в монастыре и сказал, что будет ждать тебя.

Люди, хоть раз при жизни великого старца Серафима бывшие в Саровской пустыни и хоть только слышали о нем, могут постигнуть вполне, какою неизъяснимою радостью наполнилась душа моя при этом нечаянном зове его[5]. Оставив слушание Божественной службы, я немедленно побежал к нему в келью его. Батюшка отец Серафим встретил меня в самых дверях сеней своих и сказал мне:

Я ждал ваше Боголюбие. И вот только немного повремените, пока я поговорю с сиротами моими. Я имею много и с вами побеседовать. Садитесь вот здесь.

При этих словах он указал мне на лесенку с приступками, сделанную, вероятно, для закрывания труб печных и поставленную против печки его, устьем в сени, как и во всех двойных кельях Саровских устроений. Я сел было на нижнюю ступеньку, но он сказал мне:

Нет, повыше сядьте.

Я пересел на вторую, но он сказал мне:

Нет, ваше Боголюбие. На самую верхнюю ступеньку садиться извольте. – И, усадив меня, прибавил: Ну вот, сидите же тут и подождите, когда я, побеседовав с сиротами моими, выйду к вам. …

Долго я сидел в ожидании, когда и для меня отворит двери великий Старец. Думаю, сидел я так часа два. Вышел ко мне из другой, ближайшей ко входу в сени сей кельи, келейник отца Серафима, Павел, и, несмотря на отговоры мои, убедил меня посетить его келью, и стал мне делать разные наставления к жизни духовной, в самом же деле имевшие целью, по наущению вражьему, ослабить мою любовь и веру в заслуги перед Богом великого старца Серафима. [Обратите внимание, даже келейник великого святого Серафима действует по наущению вражьему, в целом будучи духовно благонамеренным. Таким искушением Господь проверял чистоту сердца будущего «служки Серафима». Николай Александрович Мотовилов успешно сдал экзамен на православие!]

Мне стало грустно, и я со скорбью сказал ему:

Глуп я был, отец Павел, что, послушавшись убеждений ваших, вошел к вам в келью. … В Саровскую пустынь я … приезжал и приезжаю … лишь для одного только батюшки Серафима, о коем думаю, что и в древности мало было таких святых угодников Божиих, одаренных силою Иліиною и Моисеевою. Вы же кто такие, что навязываетесь ко мне с вашими наставлениями, тогда как, догадываюсь я, вы и пути-то Божьего порядочно сами не знаете. Простите меня, я сожалею, что послушал вас и зашел к вам в келью.

С тем и вышел я от него и сел опять на верхнюю ступеньку лесенки в сенцах батюшкиной кельи. Потом я слышал от того же отца Павла, что батюшка грозно за это ему выговаривал, говоря ему: «Не твое дело беседовать с теми, которые убогого Серафима слова жаждут и к нему приезжают в Саров. И я сам, убогий, не свое им говорю, но что Господь изволил мне открыть для назидания. Не мешайся не в свои дела. Себя самого знай, а учить никого не смей: не дал Бог тебе этого дара – ведь он подается не даром людям, а за заслуги их перед Господом Богом нашим и по особенной Его милости и Божественному о людях смотрению и Святому Промыслу Его». Вписываю я это сюда для памяти и назидания дорожащих и малою речью и едва заметною чертою характера великого старца Серафима.

Когда же около двух часов побеседовал Старец со своими сиротами, тогда дверь отворилась и батюшка отец Серафим, проводив сестер, сказал мне:

Долго задержал я вас, ваше Боголюбие. Не взыщите. Вот сиротки мои нуждались во многом: так я, убогий, и утешил их. Пожалуйте в келью.

В келье этой своей монастырской он побеседовал со мною о разных предметах, относившихся до спасения души и до жизни мирской, и велел мне с отцом Гурием, Саровским гостиником, на другой день, после ранней обедни, ехать к нему в ближнюю пустыньку.

1.3. Изволение Господне

Целую ночь проговорили мы с о. Гурием про о. Серафима, целую ночь почти не спавши от радости, и на другой день отправились мы к батюшке о. Серафиму в его ближнюю пустыньку, даже ничего не пивши и ничего не закусивши; и целый день до поздней ночи, не пивши, не евши, пробыли у дверей этой ближней его пустыньки. Тысячи народа приходили к великому старцу, и все отходили, не получив его благословения, а постояв немного в его сенцах, возвращались вспять. …Они смутились духом, и даже сам отец Гурий вечеру, уже позднему наставшу, очень смутился и сказал мне:

Уже темно, батюшка, и лошадь проголодалась, и мальчик-кучер есть, вероятно, хочет. Да как бы, если позже поедем, и звери на нас не напали бы.

Но я сказал:

Нет, батюшка отец Гурий, поезжайте вы одни назад, если боитесь чего, а меня пусть хотя и звери растерзают здесь, а я не отойду от двери батюшки отца Серафима, хоть бы мне и голодною смертью при них пришлось умереть; я все-таки стану ждать его, покуда отворит он мне двери святой своей кельи!

И батюшка отец Серафим, весьма немного погодя, действительно отворил двери своей кельи и, обращаясь ко мне, сказал:

Ваше Боголюбие, я вас звал, но не взыщите, что я не отворил целый день: ныне среда, и я безмолвствую, а вот завтра – милости просим, я рад буду душевно с вами побеседовать. Но уже не так рано извольте жаловать ко мне, а то, не кушавши целый день, вы изнемогли сильно. А так после поздней обедни, да подкрепивши себя довольно пищею, пожалуйте с отцом Гурием ко мне. Теперь грядите и подкрепитесь пищею – вы изнемогли. …

Никакое слово не может выразить той радости, которую я ощутил в сердце моем. Я плавал в блаженстве. Мысль, что, несмотря на долготерпение целого дня, я хоть под конец да сподобился, однако же, не только узреть лицо отца Серафима, но и слышать привет его Богодухновенных словес, так утешила меня. Да, я был на высоте блаженства, никаким земным подобием неизобразимой! И, несмотря на то, что я целый день не пил и не ел, я сделался так сыт, что как будто наелся до пресыщения и напился до разумного упоения. Говорю истину, хоть, может быть, для некоторых, не испытавших на деле, что значит сладость, сытость и упоенье, которыми преисполняется человек во время наития Духа Божьего, слова мои и покажутся преувеличенными и рассказ чересчур восторженным. Но уверяю совестью православно-христианскою, что нет здесь преувеличенья, а все сказанное сейчас мною есть не только сущая истина, но даже и весьма слабое представление того, что я действительно ощутил в сердце моем.

Но кто даст мне глагол, могущий хоть мало, хоть отчасти выразить, что восчувствовала душа моя на следующий день?

[Верный признак Богоугодности тяжелых искушений – это обретение «сладости, сытости и упоенья, которыми преисполняется человек во время наития Духа Божьего». От прелести это состояние отличает собственная православно-христианская совесть, а внешние люди, не испытавшие этого состояния на деле, очень легко могут начать обличать в прелести и гордости человека, испытавшего наитие Духа Божьего. И этих внешних людей понять можно, ибо они объясняют состояние других людей через призму своего духовного состояния.

А православный христианин весь мир, и других людей в том числе, рассматривает через всю полноту учения Церкви, а потому он видит прелесть только там, где ее видит Церковь. А о гордости человека возможно судить только по плодам деятельности этого человека. Если прославляется имя Бога или имя Его Помазанников, а не сам этот человек, то значит этот человек смиренно выполняет волю Бога. Если же какой-либо деятельностью даже смиренного человека хулится имя Бога или Богопомазанника, то этот человек своим "смирением" тешит свою гордыню и служит сатане. Ибо видим, что этот "смиренный" человек по плодам своей деятельности или не делает никаких добродетелей, или делает их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Чуть ниже этому утверждению даст пояснение святой Серафим Саровский.]

1.4. Цель жизни христианской

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая, снежная крупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке[6] своей, возле той же его ближней пустыньки, против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

Господь открыл мне, сказал великий старец, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей, христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Я должен сказать тут, что с двенадцатилетнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я, действительно, ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

1.4.1. В стяжании благодати Духа Божия состоит истинная цель жизни христианской

«Но никто, продолжал отец Серафим, не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не Богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи! Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим[7], растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Преподобный Серафим Саровский
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

Вот почему Господь Иисус Христос сказал: “Всяк иже не собирает со Мною, той расточает[8]”. Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: “во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему[9]”. И как видим из последовательности священного повествования, этот “делающий правду” до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился Ангел Господень во время молитвы его и сказал: “Пошли людей в Иоппию к Симону Усмарю, там обрящеши Петра, и он скажет тебе глаголы живота вечнаго, которыми спасешься ты и весь дом твой[10].

Итак, Господь все Свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правою верою в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мiр спасти грешников[11], и приобретением себе благодати Духа Святаго, Вводящего в сердца наши Царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель нам дает средства на их осуществление. За человеком остается право осуществить их, или нет.

Вот почему Господь сказал евреям: “если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха. Ныне же глаголете видим, и грех ваш пребывает на вас[12]”. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то и такого рода дело вменится ему, как ради Христа сделанное, и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда, только при делании какого-либо доброго дела Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго, и притом, как сказано: “не мерою дает Бог Духа Святаго, Отец любит Сына и все дал в руку Его[13]”.

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели только средства к стяжанию Духа Божьяго.

1.4.2. Не добрые дела, а благодать Святого Духа, получаемая за них, способствуют нашему спасению

Как же стяжание? спросил я батюшку Серафима: я что-то не понимаю.

«Стяжание все равно, что приобретение, отвечал мне он, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание денег, а у дворян сверх того получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: “Купуйте[14], пока приду[15], дорожа временем, потому что дни лукавы[16]”, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Земные товары это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Пойдите лучше и купите себе на торжищи[17]". Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они, юродивые, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.

Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго не доставало. Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. {Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, [была ли ими выполнена воля Бога] получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было.}[18] [Тогда, как достижение благодати Духа Божия и есть признак совершения дела Божия.

К сожалению, очень многие священники в проповедях с амвона так прямо и заявляют: “Господь от нас ждет добрых дел! Так будем же их творить по мере наших сил, и спасемся!” “Творя добрые дела, не следует спрашивать себя, а что мне это даст. Не будем уподобляться наемникам, которые все делают за плату”.]

Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьего, и говорится в отеческих книгах: «Есть пути, которые кажутся благими в начале, но концы их во дно адово[19]»[20]. [И ныне борцы с властьпридержащими[21], подобно юродивым девам, которые совершали "подвиги" и не думали о воле Бога и о получении благодати Духа Святаго, мнят пути свои "благими и прямыми". Но путь борьбы с гневом Божиим (с жидовским[22] христоборческим игом) сей путь "благий" ведет их во дно адово. Преподобный Серафим заявляет, что так утверждают святоотеческие книги, а мы видим, что об этом говорит и Священное Писание. Это их и о них предупреждает Господь Иисус Христос: и будете вы говорить: Господи! Господи! отвори нам. А Жених же скажет вам в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте (Мф. 25,11-13).]

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; и третья бесовская – вполне пагубная».

И вот эта-то вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им [этим добром] приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: “Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священнотайне”.

Сам Дух Святой вселяется в души наши, и это самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом[23].

Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены.

[Обратим внимание на то, что прежде чем рассказать притчу о десяти девах, Иисус Христос предупредил Своих учеников: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят (Мф. 24,4-5). Обольстители, кривоверы и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24,11), утверждая: “Делайте так-то и так-то, и спасетесь!”

Чтобы не прельстились и избранные, наш Искупитель говорит: Я наперед сказал вам (Мф. 24,25). И добавил: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24,34-35). Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24,42). А затем ученикам Своим говорит: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла (Мф. 25,1-3).

Обратим внимание на крайне удивительный факт для любителей делать добрые дела, не задумываясь о последствиях. Мудрые девы отказались выполнить просьбу юродивых дев: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут (Мф. 25,8). Ключ для понимания отказа мудрых дев выполнить просьбу о помощи юродивым девам заключен в других словах нашего Спасителя: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37-39).

Иисус Христос, сказав возлюби ближнего, как самого себя, показал, что первообразом любви к ближнему является любовь к себе. Он ведь не сказал: возлюби себя, как ближнего своего. Мудрые девы потому-то и не могли выполнить просьбу, а значит и волю юродивых, так как они выполняли волю Бога, ревнуя прежде всего о своем спасении. Юродивым же девам они сказали так: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф. 25,9).

Об этом же и наставление древних святых Отцов. «Святые Отцы сказали: “Когда видишь утопающего, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь для его спасения; но руки твоей не давай ему, чтобы он не увлек тебя с собою в пропасть”. Бог да дарует Вам мудрость поступать по сему совету».[24] Так необходимо поступать, чтобы сохранить и свою, и утопающего царственную свободу выбора решения. Если вы дадите свою руку, то решать отпускать ее или увлекать вас в пропасть будете уже не вы, а погибающий. А пред Богом дадите вы, а не он, ответ за использование вам дарованных талантов Богом для стяжания благодати Духа Святого, выполняя Его волю, а не волю утопающего. Ибо спасение или гибель утопающего связано с использованием или не использованием им его талантов для стяжания благодати Духа Божия.]

Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху, – смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души христианские. Елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. {Да сподобит Он Сам явиться и нам грешным со множеством елея во гласе радования.}[25]

[Итак, здесь елей – это благодать Святаго Духа, которая преображает человека.]

1.4.3. Будем радоваться радостью совершенною, неизреченною и преславною, чтобы войти в радость Господина нашего

[Здесь мы дерзнем прервать святого преподобного Серафима, чтобы обратить ваше внимание на то, что конечной целью нашей земной жизни является преображение нашего тленного естества «в храм Божества, в чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем».

А. Не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас

Все наши таланты, Богом нам дарованные, мы обязаны здесь, в земной своей жизни, научиться использовать для прославления Бога нашего. Одним из таких важнейших талантов является способность радоваться и веселиться. Господь через верного раба Своего заявляет: не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас (Неем. 8,10).

Господь объявляет Своему Народу (а со времен святого великомученика христолюбивого Царя Иоанна Грозного таковым Народом является Русский Народ), что изольет гнев Свой на Народ Свой за то, что Народ не служил Господу Богу своему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего (Вт. 28,47).

То есть причина гнева Бога на Народ Свой в отсутствии веселья и радости сердца при выполнении воли Бога и служении Ему, в том числе при повиновении светской власти. Светская власть может быть как Царской, Богом учрежденной в подобие Своего Вседержительства, так и всякой другой властью, Богом попущенной по грехам против власти Царской.

Итак, всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога (Рим. 13,1). А потому светской власти надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13,5), с веселием и радостью сердца, чтобы самим не навлечь на себя осуждение и гнев Бога (Рим. 13,2).

С веселием и радостью сердца на лице очень часто появляется и улыбка. Но христиане могут возрадоваться радостью весьма великою (Мф. 2,10), а внешне радость может проявляться и смехом. Очень важно, чтобы радость ваша была совершенна (1Иоан. 1,4). Апостол Петр призывает нас: радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (1Петр. 1,8-9).

Как мы видим радость и веселость необходима православному христианину, верующему в воскресение России и победу над всеми врагами Иисуса Христа Русского Богоизбранного Народа под державной рукой Царя-победителя над всеми врагами Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос сказал нам: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Иоан. 15,11).

Апостол Павел поясняет, что плод духа христианского: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5,22-23).

Иисус Христос молился в Гефсимании: Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они (ученики Мои) имели в себе радость Мою совершенную (Иоан. 17,13). О необходимости радоваться и веселиться в скорбях, а не унывать и не горевать под их тяжестью, наставляют нас апостолы: Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2Кор. 8,1-2). С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1,2-4).

Православные христиане должны отчетливо понимать, что им Господь даровал все их таланты, в том числе и способность радоваться и смеяться, только для того, чтобы они этими талантами имели возможность служить Богу, выполняя Его волю и прославляя имя Его. Как сказал один священник на проповеди после литургии в Крестопоклонную[26] Неделю: “Мы должны радоваться каждому дню, каждой минуте нашей жизни, ибо источником этой радости является Иисус Христос. И в радости этой мы будем славить Искупительную Жертву Его на Кресте, принесенную Им ради всех нас.”

Икона Царя-искупителя Николая Второго
О искупительном подвиге Царя Николая Второго смотри материалы нашего сайта
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Мы должны добавить, что источником этой радости для русских людей является, кроме того, и святой Император Николай Второй, и в радости этой мы будем славить искупительную жертву святого Царя Николая Второго, принесенную Им[27] ради прощения Богом греха клятвопреступления, совершенного Его народом, и ради последующего воскресения России. Святой Император Николай, в уподобление Иисусу Христу, своей кровью купил грех нарушения русским народом обета, данного Богу на Земско-Поместном Соборе в 1613 году, верно служить законным Царям из потомков Царя Михаила Федоровича Романова.

Те же, кто, не объясняя всего этого об источниках радости православных христиан, проповедует: «Горе вам, смеющиеся…»[28], тот служит сатане. Православные христиане обязаны любым талантом, и способностью смеяться в том числе, служить Богу и прославлять Его имя, способствовать воскресению России и спасению своему, помогать и наставлять ближнего своего. Заявления, что смех у православного христианина изменяет отношение к добру и злу, являются ложными, ибо отношение к добру и злу определяет дух человека, а не одно из проявлений этого духа. Помните слова апостола: для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1,15).

Да, действительно, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1Кор. 10,23). Да, действительно, глумление над истиной недопустимы для православного христианина, как с улыбкой, так и со скорбью на лице. Но только веселые, радующиеся победе Иисуса Христа и Его Помазанника пригодны для проповеди Евангелия, чтобы приобрести для Бога чад Его и чтобы быть соучастником Благовестия.

Помните, как объясняет свое поведение в различных жизненных ситуациях апостол Павел: будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести для Бога: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1Кор. 9,19-23).

Приведем всего три примера из текстов Священного Писания, которые показывают, что отвергать смех, радость и веселье могут только духовноповрежденные люди, и они могут за это быть наказаны Богом, как это было с дочерью царя Саула.

Первый пример. Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (2Цар. 6,16). Царь Давид скаканьем и пляской с народом выражал свою радость и веселье, когда переносил ковчег завета Господня (1Цар. 4,3) к себе, в город Давидов – Иерусалим (2Цар. 6,10). Мелхола, дочь Саула и жена Давида, которая когда-то спасла Давида от смерти[29], вышла к нему навстречу, и приветствовала его и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее (2Цар. 6,20-23). Ибо не должно быть потомства у той, которая дерзала думать, что она лучше царя, Избранника Божьего, знает, как и что следует делать царю и мужу своему; она думала, что скакать, плясать и веселиться позволительно только пустому человеку.

А ныне таковых веселящихся человеков священнослужитель предупреждает: “Горе вам, смеющиеся…”

Второй пример. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и веселяхуся веселiем великим (весьма радовался), так что земля расседалась от криков его (3Цар. 1,39-40).

Третий пример. Давид же и весь Iзраиль играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах (1Пар. 13,8).

Б. Высмеивать следует грех, а не грешника, насмешки заслуживает нежелание христианина обретать правую веру!

Следует понимать и помнить, что смех является обоюдоострым оружием, очень мощной разрушительной силы в умелых руках. Человек без чувства юмора является духовно неполноценным. Ибо при восхождении к горнему православному христианину необходим инструмент, который бы ему и помогал при восхождении к Богу, и обеспечивал бы безопасность движения по сложному и опасному жизненному пути. Чувство юмора можно сравнить с ледорубом в руках альпиниста, ибо и ледоруб является необходимейшим инструментом для движения по сложному снежно-ледовому горному рельефу. Да ледоруб может быть использован для убийства. Например, Троцкий, один из лютых врагов Русского Народа, был убит именно ледорубом. Но это не является основанием для того, чтобы ледорубы прекратили выпускать, а покорители снежных вершин начали учиться обходиться палкой. Да к тому же и палка является опаснейшим оружием в умелых руках.

Действительно, «легкое, непринужденно-поверхностное отношение к жизни стало болезнью нашего времени». Но как относиться к словам и делам, предательским по своей сути по отношению к своим согражданам, особенно к русским, и братьям во Христе, представителей как светских властей, так и священства? Ну как следует относиться православному христианину к такому заявлению архиерея о местночтимом с XVII века московском святом Благоверном и Христолюбивом Царе Иоанне IV Грозном: «Подробно и тщательно изучив все доводы сторонников канонизации царя Ивана Грозного, комиссия пришла к выводу о том, что нет оснований ни для его прославления, ни для опровержения авторитетных общепризнанных выводов исторической науки»?

Благоверный и Христолюбивый Царь Иоанн Грозный
Фреска из Грановитой палаты Московского Кремля, обновлена по повелению Императора Александра Третьего в 1882 году
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

В Грановитой палате Московского Кремля сохранилась фреска-икона 17-го века (возобновлена по повелению Императора Александра Третьего), на которой над нимбом Царя Иоанна Грозного в четыре строки помещена такая подпись: Благоверный и Христолюбивый, Богомъ Вэнчанный, Великій Государь Царь и Великій Князь Јоаннъ Васильевич, всея Велкія России, многих государствъ Государь и Самодержецъ.”

Кстати, этому архиерею, очевидно, неведомо, что церковный чин Богопомазанника православный человек всегда напишет с большой буквы "Царь"! Если трудно этому церковному служителю взять в руки дореволюционные богослужебные книги, то можно взять в руки книги Карамзина, где церковный чин Богопомазанника пишется исключительно с заглавной буквы.

Ну как относиться к молениям на всех богослужениях о правящем архиереи города Москвы (о "Великом Господине и Отце … Святейшем Патриархе") вместо молений о Царе-Богопомазаннике? Только со смехом сквозь слезы! Можно только сожалеть о молящихся и молить Бога о прощении заблуждающихся "молитвенников" и скорбеть о священстве, которое по наущению бесов возмечтало украсть власть у Богопомазанника. Над такой дерзостью можно только смеяться. И плакать о нашем общем грехе клятвопреступления, совершаемом ежедневно этими "молениями" с февраля-марта 1917 года! Ибо и глупость, и дерзость очень и очень боятся смеха и насмешки! Не по этой ли причине поднимается такая "животрепещущая" для "спасения" кривоверия тема: “Горе вам, смеющиеся…”?

Итак, высмеивать следует грех, а не грешника, насмешки заслуживает нежелание христианина, не важно архиерей он или простой мирянин, обретать правую веру, а не сам человек, закостеневший в грехе кривоверия!

Вышеприведенный текст взят из разделов 1.1. – 1.4. брошюры составленной Романом Сергиевым “О цели христианской жизни

На нашем сайте можно посмотреть молитвы, которыми молились перед Иконами Пресвятой Богородицы до 1917 года. Смотри Иконы.

На нашем сайте можно скачать и читать, замечательное произведение генерала и писателя Петра Николаевича Краснова “Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии”, которое является неувядающим венком доблестным солдатам и офицерам Русской Императорской Армии, живот свой за Веру, Царя и Отечество положившим.Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем Русская Императорская Армия была сильнее всех армий мира и поймете, кто такой генерал Петр Николаевич Краснов. Воин Русской Армии, Русский Патриот, православный христианин очень многого себя лишат, если не найдут время прочитать эту очень благодатную книжечку.

На нашем сайте можно читать и скачать книги схимонахини Николаи (Гроян) о духоносном старце Николаи (Гурьянове) Псковоезерском "Небесный Ангел пламенный молитвенник земли Русской за весь мир", "О Богоустановленности Царской Самодержавной власти", “Царский Архиерей. Духовному отцу слово Любви” и о Григории Ефимовиче Распутине - "Мученик за Христа и Царя Григорий Новый" (пока только скачать) .



[1] Сар – царь (Саар, по-арамейски); Саровский – царский.

[2] О цели христианской жизни. Составитель А. Стрижев. Паломник. М. 1999. При этом текст сверялся с текстом: Сергей Нилус. Великое в малом. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992. (Репринтное издание 1911.) Все выделения и разрядка, ссылки на тексты Священного Писания сделаны составителем Романом Сергиевым.

[3] Многие евангельские цитаты приведены на русском языке, хотя Преподобный Серафим, естественно, говорил их на церковно-славянском. Некоторые древние слова заменены современными синонимами. (Замечание составителя Р.С.)

[4] В эту общину, по завету старца должны были приниматься одни лишь девицы.

[5] Душевный человек не принимает и не понимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1Кор. 2,14).

[6] От слова “пажить” – пастбище с густой, сочной травой. (Пояснение Р.С.)

[7] Батюшка произносил свое имя, как все куряне, не Серафим, а – «Серахвим».

[8] Мф. 12,30; Лк. 11,23.

[9] Деян. 10,35.

[10] Деян. 10,6.

[11] 1Тим. 1,15.

[12] Иоан. 9,41.

[13] Иоан. 3,34-35.

[14] Купуйте – приобретайте, покупайте, стяжайте. (Пояснение Р.С.)

[15] Откр. 2,25.

[16] Еф. 5,16.

[17] Мф. 25,9.

[18] Во второй редакции: «Сделал я добро, вот-де я и дело Божие сотворил; а там мне ни до чего и дела нет, то есть получена ли хоть малейшая благодать Духа Святаго через сотворенную добродетель, до нее и дела не было творящему ее. А потому ко времени прихода Жениха в брачную храмину они увидели, что нет у них или очень мало елея». (Записки Н.А. Мотовилова. М.2005. С. 234.)

[19] Суть путiе мнящiися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч. 16,25). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. И: Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада (Притч. 14,12). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их путь к смерти.

[20] «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово» таковы были слова Преподобного Серафима.

[21] Таким словом, нам кажется, адекватно (пусть косноязычно) отражается нынешняя реальность власти в России на всех уровнях: люди, находящиеся при власти, вцепились – и придерживают, передерживают, злоупотребляют... Старинное выражение “власти предержащие” «значит верховные власти государства (пре – это суффикс превосходной степени, и держать никогда не понималось как привилегия в руках, но напротив: тяжесть ответственности на плечах, власти предержащей, чье бремя превосходит всякую прочую ответственность)». Теперь выражение, означающее в православном царстве ответственность пред Богом Небесным и Царем (богом земным), съежилось до уродливой картинки "власть придержащие", означающее безответственное отношение к народу, над которым они придерживают власть.

[22] Пояснение о жидах-христоборцах смотри в 1.8.4.А. Более подробно эта тема раскрыта в новостном сообщении от 04.01.2008.

[23] 2Кор. 6,16.

[24] Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов, его жизнь и морально-аскетические воззрения. Киев. 1915. Ч.2. [ниже – Св. Игнатий Брянчанинов. (Соколов).] Письма. №98. С. 152.

[25] Записки Н.А. Мотовилова. М. 2005. С. 236.

[26] Неделя строго поста в середине Великого Поста.

[27] В богослужебных книгах рядом с именем Иисуса Христа местоимения, относящиеся к Царю-Богопомазаннику, пишутся с большой буквы. По этой причине и в наших текстах такие местоимения написаны с заглавной буквы.

[28] Священник Андрей Горбунов. Русь Православная №1-2, 2005. С. 5.

[29] 1Цар. 19,11-17.

 

 


Коллекция.ру
Locations of visitors to this page