О Государственном Гербе читай здесь, здесь, здесь и здесь, о бело-сине-красном Флагездесь, а о черно-золото-белом Флагездесь. Песни нашего сайта: "Третий Римъ" и "Мы – Русские!"
"Мы – Русские! Мы все равно поднимемся с колен! Покаемся – поднимемся с колен!"
Каяться необходимо в грехах КЛЯТВОпреступления Соборного Обета, данного Богу в 1613 году, и приносить Богоугодные плоды этого покаяния

Икона ПРАВОславного мировоззрения
Царь-Победитель поражает антихриста


http://www.ic-xc-nika.ru/
п/я: ic.xc.nika.ru@yandex.com
Благоверного[•] Давида III Возобновителя (Агмашенебели)
царя Иверии и Абхазии
память 26янв/08февраля

смотри здесь, здесь, здесь, здесь, здесь
Иконы, икона2.

Текст взят здесь

1. Время испытаний

2. Начало освобождения

3. Покровительство Церкви

4. Создатель армии

5. Царь-освободитель

6. Царь-строитель

7. Царь-молитвенник

8. Кончина Государя

   Имя «Возобновитель» Святому Царю Давиду дал грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви.

Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии
Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (†1125)
чтобы получить больший размер – нужно кликнуть мышью

1. Время испытаний

   В конце XI века Грузия испытывала ТЯЖЕЛЕЙШИЙ политический кризис. Турецкий султан Мелик-Шах почти полностью захватил и предал разрушению страну. Эту эпоху историки Грузии называют «великим нашествием турок». Население покидало свои обжитые места и переселялось в горы или укрывалось в крепостях.
   Враг не довольствовался физическим гонением грузин и всячески старался ПОКОЛЕБАТЬ христианскую [ПРАВОславную] Веру. Наряду с подкупом» и соблазнительными уговорами аристократии, насаждению в их среде греховных навыков, в ход шли и устрашение, и обременение населения неимоверно тяжёлыми налогами. Всё это продолжалось в течение нескольких ДЕСЯТИЛЕТИЙ, и некогда благоверный народ объяли СТРАХ, грех и НЕверие.
   В такое тяжелое время бедствий и несчастий в 1089 году царь Георгий II отказался от престола и возложил царскую корону на своего шестнадцатилетнего сына – Давида
   Молодому царю досталось тяжёлое наследство – опустошённые поселения, разрушенные крепости и города, разваленное хозяйство и, самое главное, постоянные набеги захватчиков.
   Царь Давид стал возвращать на старые места жительства беженцев, сплотил вокруг себя единомышленников и с ними стал объединять народ. Богомудрый царь [понимая необходимость УКРЕПЛЕНИЯ в народе Веры ПРАВОславной и авторитета Церкви] особенно полагался на помощь и содействие Православной Грузинской Церкви.

2. Начало освобождения

   Освобождение захваченных врагами территорий царь Давид начал с Кахетии и Эрети.
   Государь прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необходимо было сломить самоуправство крупных феодалов и укрепить Царскую власть. Особенно выделялся своей непокорностью представитель рода Багвашей Липарит V. Давид изгнал его из Грузии. Царь расправился и с другим непокорным феодалом – владетелем Зедазенской крепости Дзаганом. Таким образом, все убедились в том, что Давид, в отличие от Георгия II-го, НЕ потерпит измены.
   Государь из верных ему феодалов организовал военные отряды, которые нападали на турок и уничтожали их. Была восстановлена дисциплина и наведен порядок в грузинской армии.
   Царь Давид IV воспользовался тем, что турки-сельджуки были заняты войной с крестоносцами и в 1099 году, когда крестоносцы взяли Иерусалим, прекратил им выплату дани.
   В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необходимо было проведение реформ, в то время как магометане и изменники-феодалы не хотели сдаваться.

3. Покровительство Церкви

Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии
Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (†1125)
чтобы получить больший размер – нужно кликнуть мышью

    Грузинская Церковь, в процветании которой Царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения.
   Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. Однако в то время тяжелая ситуация в стране отразилась и на Церкви. Духовенство состояло из недостойных лиц и противников Государя. Церковную реформу попытался провести еще царь Баграт IV в 1060-е годы, когда в Грузию приехал крупный церковный деятель Георгий Мтацминдели. Однако тогда замысел Царя не был осуществлен, поскольку политическая обстановка была неблагоприятной.
   Царь Давид III (IV) решил навести надлежащий порядок в Церкви и с этой целью в 1104 году созвал Церковный Собор. Собор проводился в Руис-Урбниси. На этом Соборе были приняты важные решения по различным вопросам, касающимся церковной жизни (ношение церковного украшения, венчание, рукоположение, освящение и др.). Постановления Собора содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.
   Спустя некоторое время после Руис-Урбнисского Собора царь Давид принял важнейшее решение. Он создал высшую должность Мцигнобартухуцеса Чкондидели.
   Мцигнобартухуцеси был начальником Царской канцелярии, которому подчинялись 26 служащих, а Чкондидели — один из самых влиятельных епископов. Царь объединил эти две должности и отныне любые церковные и светские дела мог разбирать мцигнобартухуцес Епископ Чкондидский.
   Авторитет и влияние мцигнобартухуцеса-епископа Чкондидского еще больше возросли, когда царь подчинил ему и высшее судебное учреждение страны — «Сааджо Кари». Первым на эту должность Государь назначил своего наставника Георгия Мцигнобартухуцеси.
   Царь Давид организовал полицейский аппарат «мстовари» (соглядатаи), с помощью которого царь имел возможность быть в курсе всех событий, происходящих внутри страны и за ее пределами.

4. Создатель армии

   Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная Царю армия.
   С этой целью царь провел военную реформу. Он создал личную Царскую гвардию — Монаспа. При царе Давиде Грузинская Армия делилась на три части: это были монаспа, гарнизоны, стоявшие в городах и крепостях и основная часть войска. Вся же тяжесть ложилась на основную часть.
   Военная реформа закончилась в 1118 году, когда Государь переселил с Северного Кавказа половцев, поскольку сам венчан был на дочери половецкого Князя Атрака Шараганисдзе – Княжне Гурандухт. Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней (Мф. 5, 9), царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье.
   Переселению половцев в Грузию препятствовала война, которую они вели с осетинами. Царь Давид перешел на Северный Кавказ и подчинил себе осетин под условием вассальной зависимости.
   При Государе влияние Грузии на Северном Кавказе еще больше усилилось. Здесь стали распространяться грузинская письменность, грузинский язык, культура, христианство. Все это еще больше сближало северокавказские народы с Грузией, тем более что он переселил в Грузию 40 тысяч семей половцев. Каждая из них обязана была дать Царю одного всадника. Возросший таким образом военный потенциал страны мог быть использован для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. Этим же мудрым государственным шагом Государя, большая часть грузинского населения освобождалась от воинской службы и могла заниматься хозяйством, что способствовало экономическому подъему страны. Так, стараниями царя Давида, с помощью Божией сильная в военном отношении Грузия была надежно защищена от внешних врагов и пошла по пути своего дальнейшего развития.
   В 1104 году сторонники царя — кахетинские феодалы захватили в плен Кахети-Эретского Царя Агсартана и привели его к Государю. После этого славный монарх присоединил к себе Кахети-Эрети. Почувствовав опасность, грозившую ему в результате объединения страны, гандзийский атабаг направил против грузин огромное войско. Но в том же 1104 году Давид одержал блестящую победу при Эрцухи над войском атабага. Уповая на Милость Божию, царское войско бесстрашно вступило в бой с громадной армией турок. Царь Давид завершил битву удивительной победой и тем самым положил начало полному изгнанию из страны завоевателей магометан.
   «Войны удивительные» продолжались. Рядом со славным Августейшим отцом стоял его достойный державный сын, царевич Димитрий (впоследствии — Преподобный Дамиан, память. 23 мая (6 июня)).

5. Царь-освободитель

Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии
Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (†1125)
Имя Давид означает "возлюбленный" (евр.)
Фреска Гелатского собора. Грузия. 2-я половина XVI век
чтобы получить больший размер – нужно кликнуть мышью

   В 1110 году грузины взяли город Самшвилде. В 1115 году ими освобожден Рустави, а в 1117 году Давид III (IV) занял расположенный на крайнем востоке Грузии город-крепость Гиши. В 1118 году грузинские войска освободили Лоре. Так, царь Давид положил наконец предел нескончаемым нашествиям турок в Грузию из близлежащих областей.
   Обеспокоенный султан обратился за помощью к Арабскому правителю Дурбеизу, который под лозунгом «ислам в опасности» собрал 60-тысячную армию и послал в Грузию. Враги христиан надеялись окончательно сломить Грузию, тем более, что им удалось не раз нанести поражение крестоносцам.
   По приказу султана Махмуда была собрана 300-тысячная армия, которая под предводительством Иль-Газа двинулась на Грузию. Этой грозной силе противостояли 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 аланов (осетин) и 100 крестоносцев. Рыцари прибыли в Грузию с королем Болдуином II и остались здесь, после того как состоялась тайная встреча двух христианских Монархов: Давида Агмашенебели и Иерусалимского царя Болдуина II.
   Перед началом битвы на Дидгорском поле 12 (25) августа 1121 года царь обратился к войску со словами: «Воины Христовы! Если мы будем самоотверженно защищать Завет Христов, мы сможем победить не только слуг лукавого, но и самого дьявола. Хочу предложить вам — все вместе, воздев руки к небу, дадим обет нашему Всемогущему Господу, что ради любви к Нему готовы умереть смертью храбрых, но не бежать с поля битвы».
   Никто не помышлял отступать. Поразительная военная тактика Царя и Всевышние Чудеса Небесные невероятным страхом объяли врага. Святой Великомученик Георгий, видимый всеми, предводительствовал грузинскому войску и своей десницей ниспровергал нечестивых. Враг не смог воспользоваться своим численным превосходством, так как мудрый Царь вынудил турок драться в узком ущелье.
   Большую роль в победе сыграла самоотверженность 200 воинов, которые выполнили замысел царя. Своим внезапным нападением они внесли панику и замешательство в стане врага. В этот момент грузинское войско под командованием царя Давида и его Августейшего сына царевича Деметре (Димитрия) атаковали сельджуков с двух сторон. Кровопролитная битва длилась несколько часов и закончилась блестящей победой грузин. В течение трех дней грузины по пятам преследовали беспорядочно отступающего врага и захватили большую добычу и множество пленных.
   После Дидгорской победы в 1122 году царь Давид освободил город Тбилиси и столицу Грузии из Кутаиси навсегда перенес в Тбилиси. В городе установлен был мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, Государь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом — 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины — 5.
   В 1123 году Давид Агмашенебели освободил Дманиси. и этим завершил освобождение захваченных врагом территорий Грузии.
   В том же 1123 году в Ширван вторгся султан Махмуд. Царь Давид поспешно собрал 50-тысячное войско и двинулся к нему навстречу. Узнав о надвигающейся силе, султан отступил назад.
   В 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году представители армянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.
   В 1123 году, незадолго до кончины, Благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Государь повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей Августейшей бабки, супруги Армянского царя Гагика I, и сказал: «Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян», внезапно послышался глас: «Богу благодарение».
   Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам).
   Наряду с военными действиями Святой жизни царь Давид вёл широкие строительные и восстановительные работы.

6. Царь-строитель

   В царствование Святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Государь возобновлял разрушенные сельджуками церкви и монастыри, восстановлял дворцы, водопроводы и другие общественные здания.
   В 1106 году царь Давид начал строительство Гелатского монастыря — венец его государственных деяний, и, пригласив известных учёных богословов и философов, заложил фундамент высшего духовного училища — Гелатской Академии и Икалтойской. Там же основал Государь ксенон, оборудовав его всем необходимым. Человек высокообразованный, святой Давид все время своего славного и долгого царствования поощрял развитие наук.
   Щедрый и милостивый царь часто и сам навещал больных, ободрял их, обращался с ними как родной отец.
   Много забот уделял Благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то Святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.

7. Царь-молитвенник

   Патриотические подвиги Святого Давида не мешали ему совершать и подвиг духовный.
   С юных лет Святой имел основу премудрости — страх Божий (Притч. 1, 7), побуждавший его к добрым делам и намерениям.
   Любимым занятием Святого царя Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им «Покаянный канон», состоящий из девяти скорбных и умилительных песней, поражающий своей глубокой духовностью и силой покаяния. Самый бесстрашный, самый победоносный и самый праведный из грузинских царей, он оставил потомству удивительную исповедь своей души, где, подражая Царю и Пророку Давиду, горько оплакивает все грехи, вольные и невольные, и просит отпущения грехов и милосердия у Всемогущего Судьи.

8. Кончина Государя

   Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он… Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение».
   Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года». Царь оставил своим потомкам Грузию, границы которой простирались от Черного до Каспийского моря, — «от Никопсии до Дарубанда и от Овсетии до Арагаца».
   Царь погребен был в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь.
   Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма.
   В конце XIII века Святой царь Давид III Возобновитель соборно прославлен был, тогда же ему составлена была служба. Днем поминовения святого славного царя Церковь установила 26 января (8 февраля).
   Державные преемники царя Давида III (IV) Возобновителя, Димитрий и Георгий III, завоевали у мусульман значительную часть Армении до самого Эрзерума.

Подготовил к печати Александр Рожинцев.

 



Не теряйте Пасхальную Радость!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Царь грядёт!»


почтовый ящик: ic.xc.nika.ru@yandex.com






Яндекс.Метрика
Царь-Искупитель