Сказание о Донской иконе Богоматери
празднество 18 августа/1 сентября установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.

Основной текст сказания взят по адресу Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и откорректирован по Житиям Святителя Дмитрия Ростовского (август, с. 328-331).

Донская икона Божьей Матери, XIV век. Феофан Грек
Чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью.
Изображение взято с сайта Православный Форум Апостола Андрея Первозванного.

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком (время создания иконы либо 1394, либо 1398 гг. - точно не установлено). С Донской иконой Богоматери соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого в жизни нашего родного Отечества. Кто не помнит, например, о битве русских войск с Мамаевыми полчищами (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы)? Именно во время этой войны Благоверного Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389) с татарами все русские земли объединились под его знаменами и державной рукой. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. И когда Благоверный Великий Князь Дмитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона.

Существует предание, что именно этой Иконой настоятель Троицкого монастыря святой Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского.

Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, тогда он был носим среди православных воинов для их ободрения. Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу Государю нашему»! и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена» перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее.

Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ея силою, исходящею от чудотворной иконы, татарские полчища были разбиты. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, Великий Князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.

После Куликовской битвы донские казаки поднесли Князю эту икону в дар. Димитрий сначала поместил ее в Московском Успенском соборе, а потом во вновь построенный Благовещенский собор. Причина, побудившая Князя к перенесению иконы из одного собора в другой, пояснена в сделанной на обратной стороне иконы надписи: «Благовещение Богоматери».

Впрочем, есть еще и другое предание, которое утверждает, что Донская икона Богоматери сначала стояла в Коломенском Успенском соборе. Царь Иван Васильевич Грозный, собираясь в 1558 году в поход на Казанское царство, долго и усердно молился перед ней о даровании победы. Когда Казань была взята, тогда Царь распорядился перенести Донскую икону Богоматери в Москву.

В Царствования Благоверного Царя и Великого Князя Феодора Иаонновича Крымская орда в 1591 году сделала внезапный набег на владения Московского Государства. Крымские татары под предводительством крымского царевича Нурадына и его брата Мурат-Гирея подошли к самому престольному городу Москве и раскинули свой стан при речке Котлы, на Воробьевых горах. Появление татар было полной неожиданностью для жителей столицы. Царь Феодор Иванович этой внезапностью был поставлен в очень затруднительное положение: значительная часть его войск находилась в Новгороде, защищая этот город от шведов, а оставшейся части было недостаточно для отражения внезапно появившихся врагов. Уповая на помощь свыше, Царь приказал совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой Богоматери и затем поставить ее среди ополчившегося на брань войска. Ночью Царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся Ему Богоматери: Она утешила Его и обещала Свою помощь. Действительно, при помощи Пречистой Богоматери русское войско одержали над тараскими войсками: татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан.

Донская икона Божьей Матери, со святыми на полях
Чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью.
Изображение взято с сайта Православный Форум Апостола Андрея Первозванного.

В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами Царь Феодор Иванович в том же 1591 году повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. А основанная обитель и стала называться Донскою. Ежегодно в этот день (19-го августа) из великого соборного храма города Москвы (из Успенского собора) в Донскую обитель приходит все священное сословие с честными крестами и иконами и совершается торжественное празднество в честь Божией Материнем была помещена Донская икона Богоматери.

В 1686 году, 7-го мая, князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена Государями Иоанном, Петром и царевной Софией.

В настоящее время Донская икона находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от Царских Врат. Писана она на кипарисовой доске и имеет в высочу 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную.

В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также — в городе Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

К Донской иконе Богоматери приходят матери, чтобы помолиться о здоровье и благополучии своих сыновей-солдат, так как именно ее считают покровительницей воинов.

 

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 4:

Заступнице верных Преблагая и Скорая,/
Пречистая Богородице Дево!/
Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим,/
да, якоже древле от него заступление Твое/
граду Москве даровала еси,/
тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави//
и спаси души наша, яко Милосердая./

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная,/
яко избавльшеся от злых,/
благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/
но, яко имущая державу непобедимую,/
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти://
радуйся, Невесто Неневестная/
.

 


 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

  ЦАРЬ ГРЯДЕТ!

www.IC-XC-NIKA.ru©

Коллекция.ру Кольцо Патриотических Ресурсов
Locations of visitors to this page