СОДЕРЖАНИЕ
(общее оглавление сборника Романа Сергиева здесь)
ЦАРЬ ИОАНН ЯВЛЯЕТСЯ ГРОЗНЫМ ДЛЯ ВРАГОВ РУССКОГО
БОГОНОСНОГО НАРОДА
Предыдущие главы сборника
Евгений Семенов, диакон. ВАЖНЕЙШИЕ ПОДРОБНОСТИ И
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВСКРЫТИЯ ГРОБНИЦЫ ГОСУДАРЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО В 1964
ГОДУ
1. Отравление Царя Иоанна и наследника царевича Иоанна
было длительным и хроническим
2. Почитание в лике местночтимых Святых Царя Иоанна
Грозного началось с XVII века
Последующие главы сборника
ПРИЛОЖЕНИЯ
Молитва за Царя и Отечество
Утренняя молитва о живых
Начальная молитва об усопших
Молитва Св. Царю-искупителю Николаю
Молитва Св. Благоверному Царю Иоанну Грозному
Тропарь Св. Благоверному Царю Иоанну Грозному (глас
4-й)
Молитва Св. Праведному Николаю Псковоезерскому
Тропарь Праведному Николаю Псковоезерскому (глас 4)
Образец молитвы о Царе (псал. 19 и 20)
Молитва о живых
Молитва о Государе
Краткая молитва воина
Молитва пред начатием всякаго дела (глаголи тайно или
мысленно)
Другая молитва пред начатием всякаго дела, в том числе и
перед чтением любых книг, газет и журналов
Молитва перед чтением Евангелия или духовных книг Святителя
Иоанна Златоуста
Молитва о научении творить волю Бога
Евгений
Семенов, диакон. ВАЖНЕЙШИЕ ПОДРОБНОСТИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВСКРЫТИЯ
ГРОБНИЦЫ ГОСУДАРЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО В 1964 ГОДУ[291]
Последние дни жизни и сама смерть Царя Иоанна Грозного
требуют отдельного длительного и кропотливого исследования, так как окружены
они всевозможными легендами и клеветою, впрочем, как и вся жизнь и дела
Благоверного государя. Мое сообщение касается только вскрытия и обследования
гробницы Царя Иоанна Грозного в Архангельском Соборе Московского Кремля в 1964
г.

Летом 1964 г. после предварительных работ, группа, созданная
из различных специалистов, в том числе из НИИ Судебной медицины и известного
антрополога М.М. Герасимова, приступила к вскрытию гробниц Царя Иоанна
Васильевича Грозного, его сыновей Иоанна Иоановича и Феодора Иоановича, а также
князя Скопина-Шуйского.
Первое, что обнаружили исследователи после разборки
кирпичного надгробия, был могильный камень, на котором было выбито: «в 18
день преставись Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всея Руси Самодержец,
во иноцех Иона», хотя во многих летописях датой смерти Государя значится 19
марта 1584 г. При обследовании самой гробницы, вырубленной из цельного
известняка, был обнаружен небольшой пролом, который был сделан наспех, видимо
молотом. По краям пролома сохранились следы копоти от свечи. Вероятно, пытались
залезть внутрь гробницы, слегка при этом повредив кости левой стопы Государя.
Пролом появился, скорее всего, в 19 веке (1864 г.), когда в Архангельском
Соборе проходили работы по проводке отопления. По всей видимости, искали
драгоценности.

Внутри же гробница Царя Иоанна Грозного выглядела как
простое монашеское погребение. Перед самой смертью Государь принял великую
схиму с именем Иона. Вызывают сомнения различные «воспоминания и
свидетельства очевидцев» (таких, как англичанин Джером Гарсей и голладец Исаак
Масса) о последних минутах жизни Государя, утверждавших что постриг был
совершен над мертвым Царем. Постриг совершил митрополит Дионисий, который вряд
ли стал бы это делать. Ведь с таким же успехом, в свое время, мог бы быть
совершен постриг и над мертвым царевичем Иоаном Иоановичем, отличавшимся
благочестивым нравом и желавшим принять монашество в Кирило-Белозерском
монастыре, в который он послал огромный вклад. Но царевич был погребен в
светской одежде, и, как показало вскрытие гробниц, мощи царевича и Царя Феодора
Иоановича были завернуты в шелковые покрывала из камки золотисто-оранжевого
цвета. Государь же был облачен в схиму. Черное покрывало и схима
сохранились не полностью. Из тканей и облачения лучше всего сохранились: на
груди параманд и схима вокруг головы. Параманд был покрыт вышивкой,
изображавшей голгофское распятие. Слева у изголовья Государя стоял небольшой
голубой кубок из венецианского стекла, по всей видимости, из-под миро.
Кости скелета Благоверного Государя Иоанна Васильевича были
расположены правильно. Череп слегка повернут влево. Необычным было расположение
костей правой руки. Рука была согнута в локтевом суставе и кисть находилась у
подбородка, а не покоилась как обычно на груди. Все кости хорошо сохранились
и имеют ровный и чистый вид, тем самым опровергая всевозможные байки и
клеветы об «экзотических» болезнях Государя. Кости скелета имеют желтоватый
оттенок (в связи с этим, хотелось бы напомнить об афонской традиции
погребения и вскрытия захоронений монашествующих). Хотя, по словам Герасимова,
это были кости семидесятилетнего человека, так как на поверхности их, особенно
в области позвонков, имелись отложения мелких кристаллов солей. Костные наросты
(остеофиты) были многочисленны. Все это доставляло Государю Иоанну Васильевичу
в последние годы жизни большие страдания и боль при передвижении, которую и
современная медицина облегчает с трудом. Череп был среднего размера, с сильно
развитым рельефом, слегка выступающим надбровьем и подбородком. Но имелся также
ряд особенностей: швы свода черепа свидетельствовали о более молодом
возрасте, нежели 53 года; зубы были ровные, крепкие, нестертые, особенно
резцы. Кстати, в некоторых летописях говорится, что у Государя до 40 лет были
молочные зубы.
Специалистами из НИИ судебной медицины Минздрава СССР были
проведены химико-токсикологические исследования останков, которые показали в
костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличие ртути, мышьяка и меди. В
костях Иоанна Васильевича и его сына Иоанна Иоановича обнаружено пятикратное
превышение ртути. "Отравление было длительным и
хроническим", - делают свое заключение судмедэксперты. Пытаясь
объяснить наличие ртути в таком количестве в костях Государя, стали
высказываться предположения о возможном длительном ее использовании в лечебных
целях. Как раз в это время в XVI веке аптекарем Парацельсом были предложены
мази на основе ртути для лечения венерических болезней, которые поспешили
приписать государю всевозможные клеветники и злопыхатели. Однако, заключение,
сделанное ведущими антропологами, свидетельствует о том, что кости Государя не
имеют и малейших признаков этих заболеваний. К тому же, если лечение было столь
длительным, то с какого же возраста нужно было лечиться царевичу Иоанну? По
всей видимости, с младенчества. Столь высокая и одинаковая концентрация
ртути в костях Государя и царевича (до 1330 мкг на 100 г объекта
исследования) говорит о том, что травить их начали одновременно,
пытаясь устранить с престола не только Царя, но и его наследника.
А вот смерть Царя Феодора Иоановича была скоропостижной.
Об этом свидетельствует и наспех исполненный могильный камень, строчки которого
выбиты неаккуратно, наискось и с ошибками, а также химико-токсикологическая
экспертиза, обнаружившая в костях Феодора Иоановича шестикратное
превышение мышьяка (до 800 мкг на 100 г объекта исследования). Причем,
эксперты делают вывод: «наиболее вероятно единовременное поступление
большой дозы яда».
Достаточно хорошая сохранность костей черепа позволила
известному ученому-антропологу М.М. Герасимову воссоздать образ Царя Иоанна
Васильевича Грозного. Судя по скелету, Благоверный Государь был высокого роста,
около 178 –179 см, хорошо развит, широкоплеч и обладал значительной физической
силой. Лицо его было волевое, слегка удлиненное, нос «протяговен» с небольшой
горбинкой, сравнительно небольшой рот, высокий лоб, большие глаза и слегка
выступающая вперед нижняя челюсть. Полотна Репина, Шварца, скульптура
Антокольского и прочих «художников-реалистов» совершенно не соответствуют его
истинному облику.
Черты динарского типа, характерного для южных и западных
славян Государь унаследовал от бабушки-сербки Анны. Кроме того, среди предков
его матери Елены Глинской по мужской линии были белорусы. Но более всего
Иоанн Васильевич походил на свою другую бабушку Царицу Софью Палеолог,
череп которой также в свое время обследовался специалистами судебной медицины и
антропологами и по множественным признакам был однозначно идентифицирован как
череп, имеющий близкую родственную связь с черепом Царя Иоанна Васильевича.
Таким образом, отбрасываются всякие клеветнические слухи о якобы
незаконнорожденности Государя.

Возвращаясь к обнаруженному после вскрытия гробницы
необычному положению правой руки Государя, зададимся вопросом: «А может быть захоронение
Благоверного Государя Иоанна Васильевича вскрывалось и раньше?» Археологи
считают, что нет. Но у архиепископа Сергия в его «Полном месяцеслове Востока»
т.1, изданном во Владимире в 1901 г., находим сведения о «замечательнейших, по
словам самого Владыки, по своей полноте и особенностям» так называемых «Рукописных
Святцах Ундольского» (№237). «Совершены бысть сии Святцы в лето 7129 (1621
г. от Р.Х.) апреля в 25-й день в Корежемском монастыре». В них чтим: «Июня
10 – обретение телеси Царя Иоанна». По всей видимости, изменение
положения правой руки мощей Благоверного Государя связано именно с этим
событием. Церковный историк проф. Е.Голубинский (который без особого
восторга относился к личности государя Иоанна Васильевича) в своем труде «История
канонизации Святых в Русской Церкви» признает, что речь идет о мощях
именно Царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых
Святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине.
Комиссия, проводившая вскрытие гробницы, не обнаружила
следов более раннего вскрытия по той причине, что вскрывалась она не варварски
или в спешке, не для разграбления или надругательства над мощями Государя, а с
благоговением и любовью к Царю-иноку.
Так судил Господь, что по Его велицей милости,
именно в наше время позволил Государь потревожить свои мощи, чтобы люди
светские и нецерковные, ища ответы на свои «научные» вопросы невольно дали
ответ почему, несмотря на прошедшие века и все усилия клеветников,
народ Божий любит и почитает своего Грозного Царя. Почему русские
люди с надеждой в сердце притекали ко гробнице Благоверного Государя, прося
помощи в своих житейских делах-проблемах, ища справедливости прежде всего в
судебных разбирательствах.
«У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора,
служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или
же с прибавлением к оному имен своих родственников», - пишет в своей книге
«Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916
г.. Среди многих Государей и Великих князей почитаемых в народе и почивающих
в Архангельском Соборе, притекали именно к нему. И Благоверный
христолюбивый Государь, как заботливая горлица-Иона, покрывает всех своих
птенцов крылами своего предстательства и заступничества пред Господом, своего державного
служения Богу, Церкви и Земли Русской.
Аминь.
Р. S.
После того, как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских
Великих княгинь и Цариц, был выявлен факт отравления той же ртутью матери
Иоанна Васильевича, Елены Глинской (+1538) и его первой жены, Анастасии
Романовой (+1560). Это свидетельствует о том, что Царская семья на
протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей из самого
близкого окружения. (см.
Павел Коробов. Царская усыпальница// Независимая газета от 26.04.2000; Э.Г.
Раков, профессор. Химия, археология, история.
(http://archive.1september.ru/him/1999/no23.htm).
“Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную радость!”»[441]
27[442] сентября, 13 октября-29 ноября,4[443]-7 декабря 2004, 13 января
2005
Петроград
Роман Сергиев
ПРИЛОЖЕНИЯ
Спаси, Господи, люди
Твоя, и благослови достояние Твое, победы БлаговерНОМУ ГОСУДАРЮ и Отцу
нашему (егоже имя Ты, Господи, веси)[444]
на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
(Первое прошение) Помяни,
Господи Иисусе Христе Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущыя, ихже ради
и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя
верующих, претерпети изволил еси: и воскрес из мертвых, вознеслся еси
на небеса, и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы ...
(второе
прошение)
Спаси, Господи, и помилуй БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего, избранного
Тобою рода Романовых, (егоже имя, Ты, Господи, веси)[445] и покори под нозе Его всякаго
врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердце Его о Церкви Твоей
Святей и о всех людех Твоих: да и мы, в тишине их, тихое и безмолвное житие
поживем в правоверии, и во всяком благочестии и чистоте.
(последнее прошение) Мерзкое и
богохульное жидовское иго испровержи, державу Русскую избранному Твоему и Царю
нашему предаждь, темже правоверие утверди и воздвигни рог христианский и
низпосли на нас милости Твоя богатыя.
Помяни, Господи, от
жития сего отшедшия правоверныя Цари и Царицы, Благоверныя Князи и
Княгини, Святейшия патриархи, преоСвященныя митрополиты, архиепископы и
епископы православныя, во иерейском же и иноческом чине и причте церковном,
Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениях со Святыми упокой.
Святый Царю-искупителю Никóлае, спасый от соборныя
смерти Россию, моли Христа Бога и нашим душáм спастися. Аминь.
О, великий молитвенниче и кормчий Святыя Руси, отрасль
благодатная богоизбранного корня, христолюбивый боговенчанный
Благоверный Царю Иоанне! Ты, Дом ПреСвятой Богородицы и Веру
православную сохранивый и укрепивый; Русь Святую объединивый; ересь
жидовствующих поразивый; бесов во плоти, сиречь жидов поганых, изгнавый; измену
искоренивый; агарян, папежников и язычников победивый и ко Христу их обративый;
народ русский просветивый и ко спасению наставивый; грады, веси,
Святые обители, храмы созидавый; духовную рать и православное воинство вокруг
себя собравый и на сопротивныя подвигнувый. Возстани на помощь нам, призри на
погибшую Русь и народ твой, услыши грешных рабов, молящихся тебе, и умоли
Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую тебе Свой Святый образ, явити
Царя Самодержавнаго, аки же ты был еси, Иоанне, Русь Святую из
мертвых воскресити и воинство православное возсоздати; Церковь от
ересей, расколов и фарисейства очистити; от ига жидовскаго,
лютых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити; народ Руси к
покаянию, безбожников к вере обратити; грехов прощение нам даровати и на всякую
добродетель наставити; Богу, Царю и Отечеству на земли послужити и спасение
получити, и в Небесное Царствие преселитися, идеже с тобою, Грозный Царю
Иоанне, и всеми Святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Божиим изволением, а не мятежным человечества
хотением, на Царство Русское возшел еси и Христу Царю сослужил еси,
Иоанне Богомудре. Велией любовию Креста тщался еси люди на свет и истину
наставити; потщися и ныне да познаем Единаго Истиннаго Бога и Богом даннаго нам
Самодержавнаго Государя.
О, Святой угодниче Христов, великий молитвенниче,
православной Веры исповедниче, благодатный сосуд Святаго Духа, праведный
Николае! Моли Бога о нас, дабы и мы, Духом Святым научаемые, правое ведение
Бога и Его промысла обрели и в разум истины пришли. Умоли Бога, старче
Николае, да и нам послет Господь дар верности нелестны и любве нелицемерны к
Помазанникам Его. Упроси ПреСвятую Богородицу и нас, славящих тебя, одарить
Божией Благодатию, и над нами простереть Свой Покров Святый и нас утешить
благословением Своим. Проси нам у Святого Царя-искупителя Николая крепости
смиренно принять промысел Божий о нас; терпеливо нести сиротский
крест со вдовицей нашей матерью земною Церковью, пока Царя явит Господь; и
всегда благодарить Бога за все. Святой праведный угодниче
Николае, испроси Христа Спаса Вседержителя, за молитвы Пречистой Богородицы и
за жертву искупительную Царскую, воскресить из мертвых Русь Святую явлением
Царя-победителя. Дабы и нам достойно Богу, Царю и Отечеству земному
послужити и тем спасенными быти, и к тебе, Николае, в Небесное Царствие
преселитися, идеже с тобою и всеми Святыми прославим Отца и Сына и Святаго
Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Божественной Благодати преизрядный носителю, православныя
Веры исповедниче, любви Христовой сосуд неисчерпаемый, образ был еси
воздержания. На остров, аки в тихое пристанище, вселился еси, кротостию и
смирением Христа Единаго возлюбив, и ныне [с Царем-искупителем и всеми Святыми][446] ликовствуя, отче праведне
Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Псалом 19: Да услышит Тебя Господь в день
печали, да защитит Тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет Тебе
помощь из Святилища и с Сиона, да подкрепит Тебя. Да воспомянет все жертвоприношения
Твои и всесожжение Твое да соделает тучным. Да даст Тебе Господь по сердцу
Твоему и все намерения Твои да исполнит. Мы возрадуемся о спасении Твоем и во
имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения Твои.
Ныне познал я, что Господь спасает Помазанника Своего, отвечает Ему со Святых
небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные колесницами, иные конями,
а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и
пали, а мы [с Царем] встали и стоим прямо.
Господи! спаси Царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 20: Господи! силою Твоею веселится Царь и
о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал Ему, чего желало сердце Его, и
прошения уст Его не отринул, ибо Ты встретил Его благословениями благости, и Ты
возложил на голову Его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни
[подданных своих]; Ты дал Ему долгоденствие [их] на
век и век. Велика слава Его в спасении Твоем; Ты возложил на Него
честь и величие. Ты положил на Него благословения на веки,
возвеселил Его радостью лица Твоего, ибо Царь уповает на Господа, и во
благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет
всех врагов Твоих, десница Твоя [Богопомазанник Твой через подданных
своих] найдет всех ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты
сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит
их, и пожрет их огонь. Ты [руками Царя и Твоим всемогуществом]
истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов
человеческих, ибо они предприняли против Тебя [Царя Небесного и Твоего
Помазанника земного] злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты
поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
Вознесись, Господи, силою Твоею [и истреблением врагов Твоих и врагов Царя нашего]:
мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
(второе прошение) Спаси,
Господи, и помилуй БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ нашего (егоже имя, Ты, Господи,
веси)[447], и покори
под нозе Его всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердце
его о Церкви Твоей Святей и о всех людех Твоих: да и мы, в тишине их, тихое
и безмолвное житие поживем в правоверии, и во всяком благочестии и чистоте.
(третье прошение) Спаси,
Господи, и помилуй Святейшыя вселенския патриархи, и преоСвященныя митрополиты,
архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь
причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и
молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго.
(последнее прошение) Мерзкое и
богохульное жидовское иго и агарянское царство вскоре испровержи и правоверному
Царю предаждь: правоверие же утверди и воздвигни рог христианский и
низпосли на нас милости Твоя богатыя.
Господи, Боже наш,
великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани
под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния БлаговерНАГО ГОСУДАРЯ и
Отца нашего, избранного Тобою рода Романовых, (егоже имя Ты,
Господи, веси)[449]: огради
его на всех путех Его Святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеет враг на
Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его: исполни Его долготою дней и
крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо людей своих.
Мы же, всеблагому Твоему промышлению о Нем радующеся, благословим и прославим
всеСвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
О Боже наш! Подаждь силы мне в день сей и вечно служить
Тебе, Государю и Отечеству.
Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего
Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити
ничегоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою
реченная, припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною
начинаемо, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго
Духа. Аминь.
Господи! Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови мой труд
(чтение), чтоб он (оно) был(о) в прославление имени Твоего, в спасение души
моей, в помощь и наставление ближнему моему!
Господи, Иисусе Христе! Отверзи
очи мои сердечные услышати слово Твое, и разумети его, и творити волю Твою,
яко пришелец аз есмь на земли, не скрый от мене заповедей Твоих,
но отверзи очи мои, да уразумею чудеса от закона Твоего.
Скажи ми безвестная и тайная премудрости Твоея: на Тя уповаю, Боже мой, да
Ты просветиши ум мой и сердце мое светом разума Твоего, не токмо прочту
написаныя, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе
Святых жития и словеса прочитал, но во обновление и просвещение, и в
спасение, и в наследие жизни вечныя. Ибо Ты, Господи, просвещение
лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен.
Аминь.
Господь Милосердый,
Ты предупреждаешь: Не всякий, говорящий Мне: "Господи!
Господи!", войдет в Царство Небесное, но лишь исполняющий волю Отца Моего
Небесного (Мф. 7,21). Я же, славя Твою Мудрость и Твое
Милосердие, прошу исцелить душу мою и научить мя творити волю Твою.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.