Князь
Н.Д. Жевахов. Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода. Т2
(Новый Садъ. Королевство С.Х.С. 1928 г.)
3.40. Всероссийский Церковный Собор. Восстановление патриаршества.
Избрание патриарха Тихона 3
3.40.1. Разрешение
собора явилось лишь новым издевательством над Государем Императором и нарушало волю Монарха.. 3
3.40.2. Почему начались казни иерархов менее, чем через два месяца после
восстановления патриаршества на Руси?. 9
3.40.3. Раз
нет Монарха, не нужно и патриарха. 12
3.40.4. Камень означает тех, которые не имеют в
себе корня и непостоянны 17
3.40.5. Папство
не имеет канонических обоснований, как не имеет его и патриаршество 27
|
Титульный лист второго тома Воспоминаний Н.Д. Жевахова
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
|
Сегодня мы
продолжаем выборочно знакомиться со вторым томом книги Князя Н.Д. Жевахова “
Воспоминания …”. Первый том его воспоминаний можно скачать по адресу.
Второй же том в электроном виде найти очень трудно. Последние главы Второго тома
скачать можно здесь.
Издательство
“Царское Дело”
выпустило оба тома под одной обложкой. Вот что указывается в аннотации к этой
книге.
Воспоминания
товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Николая Давидовича Жевахова
(1874 - 1947?) – уникальный документ эпохи, в котором автор стремился максимально правдиво изобразить внутреннее
состояние Российской Империи во время Первой Мировой войны, в годы
страшного клятвопреступного бунта и кровавой революционной смуты начала XX
века.
Духовный
настрой автора, умение и желание видеть действие Промысла Божия не только в
личной жизни, но и в судьбе родного Отечества, – вот что отличает
воспоминания Н.Д. Жевахова от мемуаров других участников и свидетелей этих
трагических событий русской истории.
Книга
издана по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа
Владивостокского и Приморского.
В этой
книге князь Н.Д. Жевахов часто использует слова, корнем которых является слово
“жид”. В связи с этим в очередной раз обращаем Ваше внимание на то, что слово "жид" не имеет никакого отношения к национальности, но является
определением слуг сатаны, будучи словом, которое на церковно-славянском
языке используется в Священном Писании (в Евангелии от Иоанна (еврея по
национальности) и некоторых посланиях Апостола Павла (в прошлом бывшего
жидом-христоборцем)). Подробнее об этом читайте в новостном
сообщении от 04.01.2008.
Приводимые в книге сведения являются уникальными и о
членах синода, и о членах правительства, и о простых людях, и о ситуации в
России на кануне февральской "революции" 1917 года. И несмотря на то,
что не со всеми выводами и утверждениями князя Жевахова можно
согласиться, но Воспоминания князя Жевахова являются крайне полезными
для всех тех, кто хочет понять причину гибели Мощнейшей Российской
Империя в феврале-марте 1917 года и узнать ценнейшие сведения о событиях в
России и на фронтах Гражданской войны в марте 1917 г. – январе 1920 г. Очень
ценны наблюдения и размышления князя Жевахова (товарища Обер-Прокурора Святейшего
Синода) и о жизни Русской Церкви. Ибо их нам сообщает честный человек,
имевший страх Божий и ревновавший душу свою положить за Царя-Богопомазанника,
выполняя волю Божью.
Князь Николай Давыдович Жевахов опубликовал свои Воспоминания в 1923 и 1928 годах: после свержения Богом установленной власти Самодержца над Своим избранным Русским Народом и после разрушения Российской Империи. К этому времени часть русских людей стала приходить в разум, но даже таким верноподданным святого Царя Николая Второго, каким был князь Жевахов, Господь Бог многое не открывал. Ибо еще не пришло тогда время. Но какие удивительно точные выводы делает этот православный патриот и православный человек в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слова к современности имеют самое прямое отношение, его уверенность в духовную силу Русского Народа, которая и приведет его к очищению от греха измены своему Богопомазаннику; его уверенность в том, что Россия будет помилована Богом, а потому Он вернет России Помазанника Своего, поражает и вдохновляет. И отец Николай (Гурьянов) обещал: “Царь грядет!”
В связи
с нездоровой суетой вокруг грядущего выбора правящего архиерея города Москвы в
конце января, думается будет полезно ознакомиться с мнением последнего товарища
Обер-Прокурора святейшего Правительствующего Синода князя Николая Давидовича
Жевахова на вопрос каноничности патриаршества.
3.40.1. Разрешение собора
явилось лишь новым издевательством над
Государем Императором и нарушало волю
Монарха
Одним из
самых непостижимых завоеваний революции явился так называемый «Всероссийский»
Церковный Собор, созванный в ноябре 1917 года в Москве, не только с любезного
«разрешения» Временного Правительства, узурпировавшего власть Помазанника
Божия, но и под условием предъявления этому правительству решений Собора «на
уважение».
[Вы только вдумайтесь, что произошло: православный Собор
созывался с любезного «разрешения» слуг
сатаны, слуг мировой закулисы, под условием, утверждения решений этого
православного Собора этими самыми слугами сатаны. Вам понятно, какие могли
только и быть решения этого "православного собора", и какими эти
решения, естественно, и были?!]
Ни
унизительная форма «разрешения» безбожного «правительства», очевидно не
имевшего права ни разрешать, ни запрещать созыва Собора, каковое право
принадлежало, по Основным законам Империи,
только Самодержавному, Богом помазанному на царство Царю, ни тот факт, что
такое разрешение явилось лишь новым
издевательством над Государем Императором, неоднократно признававшим
созыв Собора несвоевременным, и нарушало
волю Монарха, томившегося в заточении в Сибири, ни фактическая невозможность обеспечить соблюдение обязательных
канонических требований, – не удержало иерархов от созыва Собора, с
которым связывалось так много разнообразных вожделений, столько радостных
надежд...
Двести
лет боролась-де Церковь в лице своих иерархов с ненавистным наследием Петра
Великого – синодальною системою церковного управления, два столетия пребывала
Церковь, угнетаемая якобы синодальными Обер-Прокурорами, в оковах рабства,
позора и унижений, и стремление вырваться на «свободу» оправдывало, казалось,
все средства к достижению этой цели. Да и как было не стремиться к такой
свободе, если все вековое зло в сфере церковной жизни, вся вековая рутина в
области церковной мысли [якобы] объяснялись синодальною системою
управления, если Церковь не имела возможности ни возвышать своего голоса в
защиту поруганной правды, ни бороться с государственным злом?! Как могла
Церковь проявлять свою самодеятельность, если она была на службе у государства
и являлась лишь одною из отраслей государственного управления, и далеко притом
не главною, если была обязана сочетать свою деятельность с общими программами
и видами правительства, если на протяжении двух столетий не созывалось ни
одного церковного Собора, если первенствующий член Синода не имел личного
доклада у Государя Императора, а Обер-Прокурор мог наложить свое veto на любое
постановление Синода!..

|
Государственный Герб Российской Империи - это пророчество о грядущем воскресении России, смотри от 29.01.2008. Кроме того, Герб - это графическое изображение симфонии светской и духовной властей под державной рукой Царя-Богопомазанника
|
[Если мы посмотрим на Государственный Герб Российской Империи, то
увидим, что ни Священство (Церковь), ни Синклит (Государство)
(их символизируют две главы орла в Гербе) не возвышаются друг над другом. Но
и над Священством, и над Синклитом возвышается большая Императорская Корона,
которая символизирует Императорскую власть Царя-Богопомазанника. И поэтому,
действительно, Священство обязано было «сочетать свою деятельность с
общими программами и видами Правительства». Было бы верхом демократии,
если бы в организме одного человека правая нога возжелала бы пойти на право, а
левая – налево.
Необходимо понять, что и Русская Православная Церковь, и земное
Государство являются нераздельными и неслиянными частями единого
Церковно-Государственного организма Российской Империи – Государства третьего
Богоизбранного Русского Народа. Этим Церковно-Государственным организмом
управляет Помазанник Божий – Самодержавный и Единодержавный Царь. По
Соборному Обету, данного Богу в 1613 году, такой Царь должен быть из
Царствующего Рода Романовых.
Властными полномочиями и святейший Правительствующий Синод, и
Правительствующий Синклит наделялись Царем-Богопомазанником, о чем говорят
малые Императорские Короны над главами двуглавого орла в Государственном Гербе
Российской Империи. И Обер-Прокурор Синода, и Председатель Совета Министров
назначался Царем-Богопомазанником, а потому и наделялись Императором
соответствующими полномочиями.
Православным архиереям должно было быть понятно самим, что сердце
Царево в руце Божией (Притч. 21,1), и они были обязаны этому
научать и контролировать усвоение этого подведомственным им священством. Кроме того,
Священство должно было разъяснять мирянам православное учение о Царской власти.]
Где же
эта свобода духа Церкви и кто осмелился бы возражать против созыва
Всероссийского Собора или признавать его опять несвоевременным?! Именно теперь,
когда Царь в заточении и Государство гибнет, именно теперь, более чем
когда-либо, нужно было спасать самое дорогое достояние России – Православную
Церковь – и вырвать ее из оков векового рабства... Разорвать эту связь с Государством,
сбросить с себя «вековые оковы рабства», вырваться на волю, имевшую обеспечить
и свободу духа Церкви, – стало стихийным порывом тех, кто в
восстановлении патриаршества и созыве Всероссийского Церковного Собора
усматривал единственное средство к достижению этих целей.
И Собор
был созван, и Церковь якобы вырвалась на «свободу».
[Но свободы без Царя-Богопомазанника у Церкви Христовой быть не может! Тем более, если вместо Царя-Богопомазанника был избран монах, который уже много лет как отрекся от мира, он в этом дал обет Богу, когда стал монахом. То что на богослужениях возносили и возносят молитвы за патриарха в тех местах, где много веков возносили молитвы за Царее-Богопомазанников, не только не спасало и не спасает патриарха и выборщиков, а только усиливало гнев Божий, в первую очередь на священство! И в этом очень скоро все смогли убедиться для того, чтобы усвоили, наконец, что на месте Царя-Богопомазанника (Избранника Божьего!) никто из смертных находиться не может. То, что находится на святом месте Царя, может называться только мерзостью запустения. После выбров патриарха сбылось пророчество: «увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет (Мф. 24,15)». К сожалению, до сих пор разуметь, в разум Христов приходить, мало кто желает, а потому вразумительное воздействие ига жидов-людоедов будет продолжаться. И за это мы должны благодарить властолюбивое священство, ибо оно не знает и знать не желает о Догмате Царской власти и о Соборном Обете 1613 года. Не знает, а потому и не учит мирян. Напомним, то, что ожидает нерадивое священство, описано в коротенькой книге ветхозаветного Пророка Малахия. Итак, читающий Пророка Малахия да разумеет, что патриарх вместо Царя - это мерзость запустения в земной воинствующей Церкви! Некоторое пояснение по книге Пророка Малахия смотри в работе Романа Сергиева "Земля наша (Россия) даст плод свой - истину". Или новостные сообщения: от 30.03.2008. (о митрополите Макарии), от 16.01.2008., от 31.03.2008. и от 01.04.2008.
|
Рисунок размещения на
Дискосе частиц, вынутых из просфор на проскомидии после 1914 года (из современного Служебника). Триумф "победы" над многовековой "ересью" цезарепапизма! -- реки русской крови!
|
Итак, кратко подвидем итог: Предательство и измена священства на Дискосе (не вынимается частица за IМПЕРАТОРА) с 1914 года, свержение Монархии - власти Царя-Богопомазанника в феврале 1917 года -- «свобода!» от Помазанника Божьего и молитвы за слуг сатаны, выбрали патриарха "вместо Царя!". И получен потрясающий результат: истребление священства и молитвенников за слуг сатаны. Это, конечно же, апофеоз свободе церкви от Царского ига! Получено иго ереси папизма и иго жидов-людоедов!
Слава Премудрому Господу нашему Иисусу Христу! Слава!
Не оставляет Он нас грешных, нет, не оставляет! Помните, Преподобный Авель говорил еще Императору Павлу Первому:«А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий [руками жидов-христоборцев, руками гитлеровцев, руками коммунистов и демократов], чтобы люди в разум пришли»?]
|
Рисунок размещения на
Дискосе частиц, вынутых из просфор на Проскомидии (Служебник 1901 года)
С. 41)
|
В этом
стихийном движении к патриаршеству было предусмотрено все, кроме одного
условия... личной готовности и способности патриарха принести себя самого в
жертву Православной Церкви. Но именно это условие было не только
предусмотрено большевиками, но на нем они и строили свою программу разрушения
Церкви, зная, что времена Гермогенов прошли и что борьба с одним патриархом
гораздо легче, чем с собором епископов... [Тем более, если этот патриарх
заразится ересью папизма и будит мнить себя папой Московским! В этом случае Русская
Православная Церковь будет изнутри разъедаться разрастающейся злокачественной
опухолью папизма.]
Революция
между тем все более разгоралась. Временное Правительство, разрешившее созыв
Собора, было уже разогнано, и государственная власть очутилась в руках женатого
на жидовке* Ленина и настоящего жида[-людоеда] Лейбы Бронштейна (Троцкого).
[*жидовка – воинствующая антихристианка!]
Большевики,
оценивающие события с точки зрения реальных фактов и побеждающие в борьбе с
утопистами, не только не препятствовали Собору, но даже приветствовали идею
восстановления патриаршества, хорошо сознавая, что, за исключением
митрополитов Питирима и Макария, этих немощных телом, но сильных духом
иерархов, устраненных от участия в Соборе, да одного и доныне здравствующего
архиепископа, кандидатура которого на патриарший престол не была бы допущена самими
иерархами, в России не было ни одного
иерарха*, который бы мог являться для них угрозою. Наоборот,
они были уверены, что восстановление патриаршего чина только облегчит им их
задачу, ибо знали, какого рода испытания готовили Православной Церкви, и то, что
пред этими испытаниями не устоит ни один из намеченных Собором кандидатов в
Патриархи.
[*И несмотря на то, что князь Жевахов до крайности сузил число
истинных архиереев Божьих, но их было, действительно, очень и очень мало,
думается, еще не более 2-3-х епископов. Остальные в той или иной степени были
поражены ересью папизма, адепты этой ереси просто обязаны бороться за
ограничение власти Царя – Помазанника Божьего, сердце и ум
Которого в руце Божией! Каждому понятно, кому работают те, кто
дерзают поставить Царя на послушание человеку, даже если у этого человека
титул патриарха.
Закон Божий нам сообщает, что титулом патриарха величаются
несколько епископов. «Епископы древних столиц, как то: Иерусалима,
Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и
русской столицы Москвы, называются патриархами». (Закон Божий.
Джондарвилль. 1967. (Репринт. Московская патриархия, ленинградское епархиальное
управление. 1991). С. 618.)
Следует помнить, что никакими особыми полномочиями ни один православный патриарх не обладал,
не обладает и никогда не будет обладать!]
Разобщенные
друг от друга далекими расстояниями, отрезанные революционными событиями от
Москвы, не все иерархи могли съехаться на Собор и принять в нем участие... Из
общего числа епархиальных архиереев только незначительная часть прибыла в
Москву. Но зато много было мирян, и между ними не только бывший председатель
Думы М.В. Родзянко*, но даже выгнанный большевиками бывший член Временного
Правительства незадачливый «Обер-Прокурор» Св. Синода Владимир Львов.
[*Родзянко – это один из самых карикатурных статистов в
спецоперации мировой закулисы по свержению Монархии в России в феврале 1917
года, проводимой руками спецслужб "союзников". Этот несчастный мнил
себя чуть ли не Российским Царем, но уже в первые дни после свержении Монархии
в России ему указали его место. Закончил свою жизнь этот "российский
монарх" чтецом в деревенской церкви Югославии. Ему еще повезло, потому как
за свою глупость он не лишился головы, он только-то лишился Родины, огромных
богатств и высокого положения в Российской Империи.]
3.40.2. Почему начались казни
иерархов менее, чем через два месяца
после восстановления патриаршества на Руси?

|
Святитель Макарий Невский, Митрополит Московский и Коломенский, Апостол Алтая
|
Не буду я
останавливаться на работах Собора, не буду касаться и вопроса о том, насколько
участие в Соборе мирян оправдывалось каноническими основаниями... Не таково
было время, чтобы считаться с формальными соображениями... Патриарх должен быть
избран, только он один способен протянуть руку помощи погибающей Церкви, спасти
Православие, возродить церковную жизнь, закрепить ее устои и сделать способной
выдержать ужасный натиск со стороны озверелых сатанистов-большевиков – таков
был единодушный крик участников Собора, и некогда было думать о формальностях.
На патриарший престол был избран [незаконно – при живом правящем митрополите
Макарии Невском!] заместивший кафедру Московского митрополита Макария бывший
архиепископ Виленский Тихон, ознаменовавший свое избрание возведением старейших
архиепископов в сан митрополита, и церковная жизнь, разорвав цепи «рабства»,
возглавляемая давно жданным и желанным Патриархом, вырвалась на «свободу»...
Отдавал
ли себе отчет смиреннейший и любвеобильный патриарх Тихон в том, на что он шел,
чего ждали от него большевики и чего ждала от него Русская Православная
Церковь? Знал ли он, что обе стороны ждали от него жертвенного подвига, ждали
смерти: большевики – потому, что связывали с его смертью и гибель Православной
Церкви, верующие христиане – потому, что в личной жертве патриарха видели
единственный, при созданных большевиками условиях, путь к ее спасению?..
События
между тем мчались с ураганною быстротою. Гонение на Церковь и духовенство
становилось все более открытым, наглым и циничным. Освободившаяся из оков
векового рабства, получившая давно жданную свободу, Церковь в лице своих
иерархов была не только бессильна противостоять сатанинской вакханалии, но,
запуганная, трепетала от страха, покорно ожидая своей участи, ожидая своей
гибели. Менее чем через два месяца после восстановления патриаршества на
Руси начались казни иерархов, превзошедшие по своей жестокости все доныне
бывшие злодеяния...
[Православный человек должен понимать, что Всевидящий и Всемогущий
Господь Бог попустил эти злодеяния по какой-то причине. Вот что пишет Святитель
Феофан Затворник: «припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы?
Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда
Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться
тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто
весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб
привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды
Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые
слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог
поругаем не бывает…» (Святитель Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года
по церковному чтению из Слова Божия. 1991. С. 186.)
|
Преподобный Серафим Саровский
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
|
Преподобный Серафим поясняет слова Святителя Феофана так: «Бог
еще помилует Россию, но прежде попустит на время восторжествовать
беззаконным людям, которые насилием свергнут и убьют Царя, дабы народ опытом
познал: как жилось ему при Помазаннике Божием Царе, и как при управлении
людей, поправших закон Божий и отеческие заветы».
Захотели пожить свободно, без "оков" Помазанника
Божьего, т.е. без оков Самого Бога, – живите, но только сами же и защищайте эту
самую свободу. Мы должны опытом познать жизненную необходимость следовать
призыву Иисуса Христа: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и
Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и
смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое
и Моего Помазанника (законного Царя!) легко (Мф. 11,28-30).
А пока мы несем иго жидов-людоедов. И это будет до тех пор,
пророчествует Авель Тайновидец, пока народ в разум Христов не придет!
Все самые продуманные национально-освободительные акции без прихождения народа
в разум Христов обречены на поражение. Поэтому-то жиды-людоеды и пытаются
спровоцировать преждевременное выступление Русского Народа!]
Патриарх
пользовался только своим званием, но фактически находился в плену у жидов[-людоедов],
не имея возможности ни в чем проявлять своей деятельности, тем меньше влиять на
характер разворачивавшихся событий. Наконец он был арестован и лишен свободы.
Доведенный в заточении до крайнего изнеможения, страдая за участь Православной
Церкви, раздираемой как большевиками, так и внутренними междоусобиями и
расколовшейся на массу отдельных «церквей», возглавляемых самозванными
пастырями и архипастырями, Патриарх оказался вынужденным подписать составленное
большевиками покаянное письмо, коим не только обязался подчиниться советской
власти, но и отрекался от своих прежних убеждений.
Не в
осуждение Патриарха я упоминаю об этом прискорбном факте, а в свидетельство
того ужасного, нестерпимого положения, в каком очутилась Церковь, вырвавшаяся
из прежних «оков» на «свободу», и в опровержение тех нареканий, какие
сводились к обвинениям меня в отрицательном отношении к идее патриаршества как
таковой. В пределах требований 34-го правила Св. Апостолов эта идея,
конечно, не могла вызывать ничьих возражений, однако же я в полной мере был
убежден в невозможности попыток ее осуществления в предреволюционное время, а
тем более в разгар революции, при наличности условий, которые бы
могли ее скомпрометировать.
В этом
отношении я вполне разделял точки зрения моего друга А.С, который писал мне 8
ноября 1922 года: «Не будучи сторонником идеи патриаршества по принципу, я
думаю, что патриарх был бы полезен, как постоянный [духовный] советник Царя [в
вопросах духовной жизни], по
древнему взгляду: "nullum regnum
sine patriarchastaret"».
3.40.3. Раз нет Монарха, не нужно и патриарха
Раз нет
Монарха, не нужно и патриарха. Управление Церковью, как намечалось
перед революцией*, имеет наиболее оснований в слове Божием. [Земная] Церковь,
будучи учреждением Божественным, объединением людей во имя веры в Святую,
Единосущную и Нераздельную Троицу, живет и движется в пределах земных.
На земле Церковь организовалась не сразу, а постепенно. Сначала во главе Церкви
стоял ее Основатель – Господь Иисус Христос. Он сказал Апостолам: Не вы
Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас (Иоан. 15,16). Таким
образом, никакой соборности в Церкви не было, а была над Церковью
единоличная власть Христа.
*Образование митрополичьих округов, Поместные Соборы без
участия мирян два раза в год, в сроки, указанные Книгою Правил, и
Всероссийские Соборы митрополитов. Синод, как Собор иерархов, Обер-Прокуратура,
как министерство по делам Православной Церкви, ведающее ее государственные
функции. — Н. Ж
После
Вознесения Христова не сразу определилось, как будет управляться Церковь
впредь.
Апостолы
ожидали, что им недолго придется оставаться на земле, что скоро вновь явится
Христос и вознесет их с Собою на небо. Поэтому они жили с минуты на минуту в
постоянном страхе перед жидами[-христоборцами] и в напряженном ожидании
вторичного явления Христа. Только постепенно, мало-помалу, эта напряженность
ослабела, и жизнь предъявила свои будничные требования. Появились недоумения
среди верующих, которые нужно было разрешать. Естественно, управление Церковью вылилось
первоначально в форму Собора. По вопросу об обрезании язычников – Апостолы
и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела (Деян. 15,6).
Состав
Собора, таким образом, был ограниченный: Апостолы и пресвитеры. Из
предшествующего стиха 4-го как будто можно вывести заключение, что Евангелист
Лука, автор «Деяний», называет Церковью только Апостолов и пресвитеров: они
(Павел, Варнава и пр.) были приняты церковью, и в объяснение
последнего слова добавлено – Апостолами и пресвитерами. Хотя, с
другой стороны, послание к язычникам написано от имени Апостолов, пресвитеров и
братии (Деян. 15,23), и послать Иуду и Силу делегатами к язычникам
решили Апостолы и пресвитеры со всею церковью (Деян. 15,22). Тут есть
нечто недостаточно отчетливое в рассказе евангелиста Луки. Во всяком случае,
видно, что в первоначальном христианском обществе придавалось значение не
бессмысленной толпе, а людям почтенным, Апостолам, старикам, начальствующим
между братьями, каковыми были Иуда и Сила (Деян. 15,22).
Это самое
важное указание слова Божия: Церковь не может управляться на началах
демократических; церковный собор должен складываться из людей, стоящих выше
толпы...
Даже
между Апостолами наблюдается некоторое первенство. Христос несомненно выделял
Петра, отмечая его пламенную, хотя и неустойчивую веру.
Христос
выделял также Апостола Иоанна Зеведеева. Во время Тайной Вечери Иоанн возлежал
у груди Иисуса (Иоан. 13,23). Иоанну поручил Иисус заботу о
Матери, и с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.
19,27).
В
Иерусалиме, после того как Апостолы разошлись для проповеди, особенное значение
получил Апостол Иаков, брат Господень [из царского рода Давида!],
к которому собирались на совещания: «На другой день Павел пришел с нами
(очевидно, тут был и рассказчик – Евангелист Лука) к Иакову; пришли и все
пресвитеры» (Деян. 21,18).
Об этих
трех Апостолах в Послании к Галатам Апостол Павел говорит, что они почитаются столпами:
Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и
Иоанн, почитаемые столпами, подали
мне и Варнаве руку общения (Гал. 2,9).
Из
сказанного мы видим, что в древней Церкви были столпы, т. е. Апостолы, стоявшие
выше других.
Естественно,
что потом и среди епископов появились также столпы.
Ими стали
епископы важнейших городов – митрополий. Значение города придавало свой
особенный вес и его епископу. Натуральная потребность людей во власти привела к
тому, что епископы меньших городов стали в зависимость от епископов областных –
митрополитов.
Митрополиты
стали на место столпов времен апостольских. Собирание к ним на совещание епископов
и пресвитеров являлось бы повторением собраний у Апостола Иакова (Деян. 21,18).
Таким образом, намеченные в 1916 году церковные реформы действительно стоят
на почве слова Божия и Апостольских правил.
Далее
лежит для меня камень преткновения. Каким образом Поместные Соборы пополнять
светским элементом, мирянами? При нынешнем упадке веры у меня постоянно
является опасение, что на Соборы будут попадать люди равнодушные, если не
враждебные к религии, и Соборы превратятся в земские собрания, где решения
будут постановляться бездушным большинством хотя бы одного голоса, что мне
более всего ненавистно в вопросах религиозной совести. Вероятно, тут должен
быть применен какой-нибудь другой способ решений; например, последовательные
голосования до наступления такого единомыслия, когда уже меньшинства не
останется, а все будут заодно – «едиными устами и единым сердцем». Я не
помню сейчас всех подробностей папских выборов в Риме, о которых какой-то
ученый сказал, что они – «самые совершенные в мире, но, кажется, в основу их
положено единомыслие, что только и соответствует духу христианства...»
С VIII
века стало уже всеми чувствоваться, что в христианстве нет единомыслия, что
последователей Христа нельзя уже узнавать по любви их между собою (Ин. 13,35),
что на Вселенском Соборе, если бы он состоялся, повеет дух вражды, недоверия,
даже ненависти.
После VII
Собора (787 г.) более Соборов не созывали.
Хомяков
винит Рим за то, что он откололся от общехристианской любви, не захотел во имя
единомыслия, общего согласия, во имя любви сообща решать вопросы веры, а стал
их решать самолично, proprio motu, ex
sese.
Я думаю
иначе. В Риме просто поняли, что при известном настроении человеческих душ
единомыслие невозможно и что созывать Собор во имя любви, когда ее явно нет,
будет кощунством, а потому папы приняли на себя решение текущих вопросов веры
по необходимости, но оперлись, на всякий случай, и на особые прерогативы, якобы
врученные Апостолу Петру Христом.
Соборность
опирается на одну фазу первобытной христианской Церкви, а папизм на другую.
Дальнейшее
развитие обеих тез лежит в условиях исторического существования христианства.
Если на Западе папизм привел к реформации, кальвинизму, англиканству и пр., то
и соборность на Востоке не привела к единству, потому что согласие всех на
добро, как было у древних христиан, заменилось согласием большинства на
зло...
...Положение
Русской Церкви отчаянное, особенно ввиду раздирающих ее несогласий, и я прямо
страдаю, не умея уяснить себе путей ее спасения.
Мне писали
также, что в Сербии православия нет. Недавно мне прислали статью болгарского
редактора Цанко Добруджаниева, в которой он предлагает болгарам спокойно вести туркофильскую
политику, единственно спасительную для болгарского народа. В статье есть
такие выпады: «Ассимиляции обеих наций (т. е. болгар и турок) помешало
только христианство – эта греческая дрянь, распространенная греками и
введенная в Болгарии царем Борисом I... Вся тогдашняя аристократия... была
против введения этой глупой религии, отрицающей земную жизнь, парализующей
развитие культуры своим монашеством и своими епитимиями мешающей размножению
(!) населения». [На эти безумные слова болгарского редактора можно сказать,
что] мы, верно, недалеко от того времени, о котором сказано: Но Сын
человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? (Лк. 18,8).
В письме
от 1/14 ноября 1925 года А.С. еще определеннее высказывается по данному
вопросу, раскрывая шаткость основ, на коих зиждется папство, утверждающееся,
между прочим, и на 34-м Правиле Св. Апостол, из которого и православные
иерархи черпают идею патриаршества,
превратно толкуя это правило, отождествляя старшего в области
епископа (окружного митрополита в современном понимании) с патриархом и
присваивая ему права, канонами не предусмотренные.
3.40.4. Камень означает тех, которые не имеют в себе
корня и непостоянны
Вот что
пишет А.С: «...Ежедневно наблюдая страшный и неуклонный натиск польского
католичества на слабое беззащитное православие отданных большевиками Польше
русских областей, я в последнее время сосредоточил свою мысль на Апостоле
Петре, преемниками которого считают себя римские папы, и хочу поделиться с
Вами своими наблюдениями.
Андрей,
брат Симона, был одним из двоих учеников Иоанна Крестителя, услышавших от него
слова об Иисусе: Вот Агнец Божий, последовавших за Иисусом в Его
жилище и пробеседовавших с Ним с утра до вечера. Андрей нашел брата своего
Симона и говорит ему: "Мы нашли Мессию", что в переводе
на греческий язык значит "Христос", т.е. Помазанник.
Он провел его к Иисусу. Иисус взглянул на него и сказал: "Ты – Симон, сын
Ионы; ты должен называться Кифа", что в переводе на греческий язык значит
"Петр", т.е. камень.
Вот как
описывает Иоанн Богослов* первое знакомство Иисуса с Симоном. Важно отметить,
что Иисус прозвал Симона "Камнем" не после продолжительного с ним
общения, а под мгновенным впечатлением первой встречи. Какой смысл могло иметь
это прозвище в устах Иисуса: похвальный для Симона или порицательный!
По моему мнению, порицательный.
*На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И,
увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба
ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им:
что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него
день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе
и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата
своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его
к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты
наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Иоан. 1,35-42).
Как
знаток человеческой души, безошибочно угадывающий ее сокровеннейшие движения и
настроения, Иисус по первому взгляду определил Симона как человека
увлекающегося, но непостоянного. О людях этого типа в притче о сеятеле
Иисус говорил: “Слово, посеянное на каменистом месте (у
Луки: упадшее на камень), означает тех, которые, когда
услышат слово, тотчас с радостью принимают его; но не имеют в себе корня и непостоянны:
потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас
отрекаются (соблазняются)” [(Мк. 4,16-17)]. Таков был
Симон, и в этом смысле Иисус прозвал его "Камнем" и был в определении
его душевных качеств вполне прав и точен, потому что, действительно, Симон
быстро вспыхивал, легко увлекался, но в нем не было постоянства, и при
первом же гонении за слово он трижды отрекся от Иисуса.
Симон был
женат. При нем жила его теща, которую Иисус однажды исцелил от лихорадки*.
Родом Симон и Андрей были из Вифсаиды**, но проживали в Капернауме, по-видимому
в собственном доме. По роду занятий оба брата были рыбаки***. Они имели лодки и
сети и промышляли рыбной ловлей на Генисаретском озере. Весьма возможно, что по
их настоянию Иисус поселился в г. Капернауме, когда Ему пришлось покинуть
Назарет вследствие неприязни к Нему тамошних жителей****
*Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с
Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о
ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и
она стала служить им (Мк. 1,29-31).
**Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и
Петром (Иоан. 1,44).
***Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и
Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мк.
1,16).
****и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме
приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых (Мф. 4,13).
Пылкость
Симона, склонность его к увлечениям – не раз отмечены в Евангелиях. После
чудесно-обильного улова рыб, по слову Иисуса, Симон так испугался и растерялся,
что припал к коленям Иисуса, говоря: выйди от меня, потому что я человек
грешный. Иисус должен был его успокоить*.
*Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди
от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех,
бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк. 5,8-9).
Когда
Иисус шел по воде к лодке, в которой плыли по озеру Его ученики, то последние
приняли Его за призрак и испугались. Иисус ободрил их, сказав: "Это
Я, не бойтесь". С обычною пылкостью Симон обратился к Нему: "Господи!
если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде". Он же сказал:
"Иди". И, вышедши из лодки, Симон пошел
по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав
утопать, закричал: "Господи! спаси меня". Иисус тотчас простер руку,
поддержал его и говорит ему: "Маловерный! зачем ты усумнился"
[(Мф. 14,27-31)].
На вопрос
Иисуса, за кого почитают Его ученики, Симон первый вырвался с ответом. "Ты
– Мессия" (по-гречески: Христос). Иисус запретил им, чтобы никому не
говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну человеческому много должно
пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть
убиту, и в третий день воскреснуть.
И говорил об этом открыто.
Пылкий Симон, которому не понравилось, что Иисус не признает себя Мессией,
отозвал Его в сторону и начал прекословить. Иисус, отвернувшись
от Симона и взглянув на учеников Своих, воспретил Симону
продолжать этот разговор и сказал: "Отойди от меня, сатана, потому
что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" [(Мк.
8,29-33)].
Во время
Преображения Иисуса склонный к увлечениям Симон, не зная, что сказать по поводу
величественного видения, вырвался со словами: Равви! хорошо нам здесь
быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии".
Увлечение Симона не было одобрено Иисусом, и когда они сходили с горы,
Иисус не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын
человеческий не воскреснет из мертвых [(Мк. 9,5-9)].
При
омовении ног опять проявились пылкость и несдержанность Симона. Иисус подошел к
Симону, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему
в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Симон
возражает Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою
тебя, не имеешь части со Мною. Симон впадает в преувеличение: Господи!
не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только
ноги умыть, потому что чист весь [((Иоан. 13,6-10)].
Когда в
прощальной беседе Иисус объяснял ученикам, что они не могут следовать за ним
туда, куда Он идет, Симон не удержался, чтобы не спросить: Господи!
почему я не могу идти за Тобою теперь? Не соразмеряя своих душевных
сил, он добавил еще: я душу свою положу за Тебя. Зная пылкость,
но и непостоянство Симона, Иисус отвечал ему: душу твою за Меня
положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от
Меня трижды [((Иоан. 13, 36-38)]. Так это, действительно, и
случилось во дворе при доме первосвященника.
|
Апостолы Петр и Павел. Икона взята здесь
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью
|
Хотя Апостол
Павел был личным врагом и соперником Апостола Петра [Это частное мнение князя
Жевахова!] и можно было бы заподозрить, что его отзывы об Апостоле Петре –
пристрастны, однако они вполне совпадают с оценкою Симона Иисусом Христом. В
Послании к Галатам Апостол Павел упрекает Апостола Петра за то же непостоянство
и неимение "корня", какие отмечены Иисусом Христом в прозвании Симона
"Камнем", невосприимчивым к твердому и устойчивому усвоению
"слова".
В
Антиохии Апостол Петр жил по-язычески и ел вместе с язычниками до тех пор, пока
не пришли из Иерусалима иудействующие христиане, приверженцы Иакова, брата
Господня; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь
обрезанных. Апостол Павел сказал Симону при всех: Если ты, будучи
иудеем (по религии), живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего
язычников принуждаешь жить по-иудейски*.
*Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему,
потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел
вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь
обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был
увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине
Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь
по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить
по-иудейски? (Гал. 2,11-14).
Приведенные
факты из евангельской истории заставляют нас прийти к убеждению, что Иисус
Христос при жизни невысоко оценивал шаткого Симона, которого однажды в
раздражении назвал "сатаной", и что психологически невозможно,
чтобы Он назначил его Своим "наместником" на земле, как думают
католики. Только позднее, когда римские епископы стали притязать на вселенскую
власть над христианами и искали исторических подкреплений для своих
притязаний, не только был извращен смысл данного Иисусом Симону прозвища
"Камень", из порицательного оно было истолковано в похвальное, т.е. Симону
приписана была мнимая каменная твердость в исповедании учения Христова вместо
тех непостоянств и шаткости, какие прозревал в нем Иисус, но и присочинены
были соответствующие римским притязаниям якобы слова Христовы, вставленные
в позднейшие по времени написания Евангелия от Матфея (написано между 75 и 100
гг. по P.X.) и от Иоанна (написано после 110 г. по P.X.). Я
имею в виду Матфея 16,17-19* и Иоанна 21,15-17**. Эти словеса настолько
противоречат общему духу и тону речей Иисуса, что их нельзя не признать
поддельными. Особенно грубой подделкой представляются мне стихи 18 и 19
главы 16-й Евангелия от Матфея.
В стихе
18-м все чуждо Иисусу.
*Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин,
потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на
земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет
разрешено на небесах (Мф. 16,17-19).
**15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон
Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты
знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты
Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус
говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему:
Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси
овец Моих (Иоан. 21,15-17).
Во-первых,
Симона, сына Ионина, Иисус прозвал "Камнем" в смысле плохой
восприимчивости к преподаваемому ему учению, в смысле его непостоянства,
пылкости и шаткости, а в стихе 18-м у Симона подразумеваются обратные душевные
свойства: постоянство, уравновешенность и твердость исповедуемых убеждений.
Во-вторых,
Иисус не задавался целью создать Церковь как государственное учреждение с
монархом – Римским папою во главе, а, напротив, проповедовал внутреннее
перерождение человеческой души ("царствие Божие внутри вас")
и обещал Своим последователям, что если где двое или трое объединятся во имя
Его для общей молитвы Отцу Небесному, то там и Он будет посреди их*.
*Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на
земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего
Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.
18,19-20).
В-третьих,
заимствованное из древнегреческой мифологии представление о жилище мертвых Аиде,
или Аде*, окруженном стенами с пропускающими вовнутрь воротами, не
могло принадлежать Иисусу. По существу, Иисус ошибался бы, если бы полагал, что
Церковь, как земная организация, неразрушима. Пример Русской Церкви показывает,
что разрушить Церковь, как всякую иную земную организацию, вполне возможно**.
Можно уничтожить и папство. Вечно только Божественное учение Спасителя, и эту
вечность Своего учения Он утверждал гораздо сильнее, чем в стихе 18-м, но
только в других выражениях: Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут
(Мк. 13,31).
*В «Илиаде» Гомера уже говорится, что души павших под Троей ахайцев
идут в Аид (Ад), а тела поедаются собаками и расклевываются птицами.
** Это утверждение ложное, потому как именно на примере Русской
Православной Церкви видно, что ее не удалось и не удастся одолеть вратам
адовым. В Церкви третьего Богоизбранного Русского Народа всегда были, есть и
будут православные христиане, которые исповедуют всю догматическую полноту
Церкви Христовой. Одни люди умирают или отпадают от чистоты учения Церкви, но
на их место приходят новые исповедники Христовы.
Стих
19-й: "И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле,
то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах"
– это не что иное как кощунственно возведенный к Иисусу Христу ложный догмат
папской непогрешимости.
[Действительно, приведенные тексты еретики паписты, лукаво толкуя,
используют для того, чтобы утверждать о правомочности папизма – он, якобы,
основывается на слове Божьем. Но…
Посмотрим, как толкуют это место святые отцы, например Феофилакт
Болгарский.
И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и
кровь не яви тебе, но Отец Мой иже на небесех. Блаженным называет
Петра, как получившего ведение от Божией благодати, а соглашаясь с ним,
очевидно обнаруживает ложность мнений других людей. Словами же: вар Иона, то
есть сын Ионин, как бы так говорил: как ты сын Ионин, так Я Сын Отца небесного,
Сын Единородный Ему. Ведение Петра называет откровением, поелику неизвестное и
тайное открыто было ему Отцом.
И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду
церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. В воздаяние Господь назначает
Петру великую награду – на нем создать церковь. Петр исповедал Его Сыном
Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, – говорит Он Петру, – и будет
основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры,
должен положить в основание это исповедание. И мы, если совершаем много
добрых дел, но не имеем в основании их правого исповедания, не в прок
созидаем. Выражение: Церковь Мою – указывает в Нем Господа
всяческих, потому что Богу служит все. Врата адова суть являвшиеся по
временам гонители, которые прельщением низводили христиан в ад, и еретики
также суть врата, ведущие в ад. Но Церковь многих гонителей и многих
еретиков преодолела. Также и каждый из нас есть церковь, и дом Божий.
Потому, если мы утверждены на исповедании Христовом, врата адовы, то есть
грехи, не одолеют нас. Избавленный от сих врат Давид говорил: возводяй мя
от врат смертных. От каких врат возвел Он Давида? – от двояких: от
убийства и прелюбодеяния.
И дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли,
будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на
небесех. Как Бог Он говорит: дам ти, то есть как Отец даровал тебе
откровение, так Я дам ключи. Под ключами разумей прощение разрешающее,
или запрещение связывающее грехи; поелику те, кои подобно Петру, удостоились
епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя одному Петру
сказано: дам ти, но дано всем апостолам, – когда? когда Господь сказал им: имже
отпустите грехи, отпустятся им. Да и самое выражение: дам – означает будущее
время, то есть после воскресения. Небесами называются и добродетели, а
ключами их – труды; ибо при помощи трудов, как бы при помощи некоторых
отверзающих ключей, мы входим в каждую добродетель. Если же я не делаю, а
только знаю доброе, то имею только ключ знания, а остаюсь вне. Связан же на
небесах, то есть в добродетелях тот, кто не ходит в них, ибо подвизающийся
разрешен в добродетелях. Посему нам не должно грешить, чтоб не связали нас
узы собственных грехов.
То есть ереси основываются не на слове Божьем, которое еретики ловко повредили, а на собственных мудрованиях этих еретиков, которыми они пытаются зацепиться за Тексты Священного Писание. у православных христиан, это у тех, кто ревнует выполнять волю Божью, имется очень надежное средство отличать Истину от лжи: духовное зрение. Но это дар Божий: кто имеет, тот и имеет. А под лежачий камень вода не течет, поэтому для обретения даров Божьих, в том числе и духовного зрения, необходимо изучать слово Божие и учение Христово во всей его догматической полноте, читать толкования святых отцов. Тогда православного христианина лукавыми толованиями Священного Писания не проведешь.
Вот почему так важно знать слово Божье и учение Церкви и уметь трезвомысленно рассуждать, используя эти знания. Тогда еретики не смогут уловить нас в свои сети, даже если они называются архиереями Русской Православной Церкви и имеют имидж богословов или старцев!]
3.40.5. Папство не имеет канонических
обоснований, как не имеет его и патриаршество
Все это я
написал Вам для того, чтобы еще раз показать, на каких слабых основаниях стоят
притязания Римских пап быть едиными пастырями стада Христова. Вы вполне правы,
говоря, "что папство не имеет канонических
обоснований, как не имеет его и патриаршество". Как ни
бунтовали наши иерархи, но всего нормальнее могла бы быть устроена
земная христианская Церковь в "покойной" России, если бы не запоздали
с преобразованиями: Собор епископов, ктитор – Государь, областные митрополиты и
обер-прокуратура, освобождающая иерархов от возни с житейской пошлостью и
грязью.
Не
думайте, что допускать позднейшие умышленные вставки в текст Евангелия есть
нечто еретическое. Мы не только не имеем автографов евангелистов, но не имеем
даже копий с копий, которые были бы более или менее близки ко времени написания
Евангелий (между 70 и НО гт. по P. X.). Древнейшая рукопись
греческого текста Евангелий относится к IV-V веку по P.X. В
продолжение каких-нибудь 350-400 лет из поколения в поколение, без всякого
контроля, переписывались священные тексты, и переписчики беспрепятственно
вносили в них дополнения и изменения в связи со своими верованиями и понятиями.
Только
после IV Вселенского Собора (451 г.) был установлен сколько-нибудь
единообразный текст книг Нового Завета и был ограничен произвол переписчиков.
Полное единообразие достигнуто было только после введения книгопечатания.
Критическая работа над разноязычными древнейшими новозаветными рукописями и
выяснение всех интерполяций (вставок), разночтений, ошибок и описок – это уже
заслуга новейшей богословской, преимущественно – немецкой, науки XIX и XX века.
Когда "Дух Истины", о котором говорил Иисус Христос "не могущим
вместить" ученикам (Ин. 14,16-17 и 16,13), проникает в головы служителей
официальных Церквей, то выводы науки войдут и в церковный обиход. Этот
"Дух Истины" не только не умалит Иисуса Христа, но прославит Его,
потому что представит Его учение во всей его чистоте и во всем его неземном
величии...»
Совершенно
очевидно, что ни папство, ни патриаршество не имеют канонических обоснований
и что самая идея рождена верою не в силу Божию, а в силу человеческую... В
дальнейшем читатель увидит, во что превратило папство католическую Церковь, как
параллельно с ростом внешнего могущества католического церковного аппарата и
его совершенством понижалось религиозное чувство и ослабевала вера...
Мистический центр религиозного сознания был перенесен в другое место. Детское
доверие к Богу, чистота, кротость и смирение – эта сила, творящая чудеса,
уступила свое место гордости и власти, и многоветвистое древо католической
Церкви, покрывшее своими ветвями почти весь мир, перестало давать плоды...
Не ждал я
ничего и от русского патриаршества... Наоборот, я опасался, что в условиях
русской действительности, без Царя, патриаршество только скомпрометирует
себя.
[Ну посмотрите, какая может идти речь о «Детском доверие к Богу,
чистоте, кротости и смирении», когда епископ Марк на Камчатке творит уголовные
преступления, когда митрополит Кирилл ну очень хочет стать правящем епископом
города Москвы, наивно думая, что он станет папой Московским.
Ну какая вера православная у наших епископах, если им не хочется знать,
что очень скоро сбудется пророчество, сказанное Архиепископо Феофаном
(Быстровым, 1872†1940) Полтавским и Переяславским: «В
Церкви бедствия дойдут до того, что верными
Богу останутся только два, много – три иерарха. Я не говорю от себя. А
то, что я слышал от богодухновенных старцев, то и передал... Господь помилует
Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили
старцы, по воле народа, будет восстановлена Монархия,
Самодержавная власть. Россия будет мощным Государством… Господь предызбрал
будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной
воли. Он прежде всего наведет
порядок в Церкви Православной [как Глава ее], удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за
малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на
их место. По женской линии Он будет из рода Романовых. Россия будет мощным
государством, но лишь на «малое время»…]
Действительность [без
окормляющей земную Церковь руки Царя-Богопомазанника] оказалась безжалостнее самых мрачных, сокровенных
предположений. И что бы ни говорилось и ни писалось по поводу того,
что, несмотря на гонения и преследования, Православная Церковь в России не
только не разрушилась, а, наоборот, духовно возродилась и окрепла, но такие
утверждения не соответствуют действительности.
Не
разрушилось лишь то, что и не могло разрушиться, что не подлежит никаким
человеческим влияниям, что не поддается и натиску сатанинских сил, пред чем
бессилен и сам диавол – не разрушилась Церковь как Божественное
установление, но Православная Церковь как земная организация –
уничтожена, и в этом мы убедимся из последующего изложения.
[При всем нашем уважении к мнению князя Жевахова, но с
утверждением его об уничтожении Русской Православной Церкви согласиться нельзя.
Но она, как и вся Россия, находится под вразумительным игом жидов-христоборцев.
Людоедский оскал жиды было убрали, но ныне вновь пытаются им испугать
православных христиан.
Следует помнить, что только Правая Вера может обеспечить нашу
безопасность, потому как только находясь в такой вере, мы по детски искренне
благодарить Бога за все и заявлять Всемогущему Богу: не Моя воля, но Твоя да
будет!]