Ранее Все новости Позднее

14.04.2008 - «Царь Николай – самый великий, Он за вечерей всех ближе к Христу»


Царский Архиерей. Духовному отцу Слово Любви

Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай” – Старец Николай Псковоезерский

Некоторые высказывания Старца Николая о прославлении Царской Семьи  1

Беседа с Батюшкой Николаем 6 августа 2000 года. 1

Беседа со Старцем Николаем 7 августа 2000 года. 2

Жертвенные цветы Покаяния. 4

Царская Харизма. 7

Белая стая. 11

«Царь Николай – самый великий, Он за вечерей всех ближе к Христу». 17

«Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь»... 20

«Стоит среди поля Государь, окруженный  множеством народа, и Своими руками раздает ему манну»... 21

Святой Псковоезерский Старец Николай Гурьянов
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Мы продолжаем знакомить Вас с книгой схимонахини Николая “Царский Архиерей. Духовному отцу Слово Любви”. Первую часть этой книги можно посмотреть в библиотеке нашего сайта.

Некоторые высказывания Старца Николая о прославлении Царской Семьи

Накануне всецерковной канонизации Царственных Мучеников все горячо молились и просили Господа, чтобы Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2000 год) признал и засвидетельствовал Их святость от лица [Архиерейского Собора, что в каком-то смысле отображает полноту] всей Церкви. Наши переживания были иногда непонятны Старцу, он удивленно спрашивал, почему мы так взволнованы. «Батюшка, но ведь будут прославлять Царя!» Старец твердо и отстраненно от наших земных переживаний и забот сказал: «Царь – Святой, грешно думать иначе, у Бога Они все уже прославлены, ведь вы помните Их святое житие. Как же можно не почитать Их святость?! Они – угодники Божий Святые: [Царь – искупитель греха неверности Народа Русского своим Царям-Богопомазанникам, а Семья – Царственные] Новомученики драгоценные, Господом возлюбленные!»

Беседа с Батюшкой Николаем 6 августа 2000 года

Батюшка благословил приехавшую к нему монахиню книгой «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока», со словами: «Храни. Это чудесная книга, благодатная».

Мы в очередной раз стали вопрошать Старца:

— Батюшка! Как вы чувствуете, как Вам Господь открывает, прославят хоть когда-нибудь Новомученика Григория (Распутина)?

— Матушка, так он уже давно прославлен.

— Отче, я понимаю... Но на Соборе, Архиерейском, у нас, в России?

— Я думаю, прославят. Этого Царственные Новомученики желают, и многие духовные люди в Церкви хотят этого. Вы молитесь, просите Господа, и будет радость для всех огромная – правда откроется.

— Отче, как вы чувствуете, каким образом прославят [Царя Николая и] Царственных Новомучеников?

— Будет чудо...

— Явится Преподобный Серафим?

— Да... Преподобный чудо сотворит и вразумит Архиереев.

— Батюшка, это будет грозное явление?

— Строгое, но и мягкое. Он много им скажет.

— Батюшка, а Архиереи нам откроют о бывшем чудесном явлении Преподобного Серафима?

— Нет... Скроют... Он не всем явится.

— Батюшка, а Вы будете на этом Соборе? (Имели в виду, духом).

— Подскочу, если не забуду.

— Благословите напомнить Вам, когда он начнется.

— Бог благословит!

Беседа со Старцем Николаем 7 августа 2000 года

Старец Григорий с Цесаревичем Алексеем на руках
Мироточивый келейный образ Псковоезерского Старца Николая Гурьянова

Вечером многие видели сияющую крестообразную радугу, стоявшую только над келлией Батюшки. В этот памятный день много говорили о крестных страданиях [Царя Николая Второго,] Царственных Мучеников и Их верного Друга Григория, читали письма Царственных угодников Божиих, изречения Старца Григория, переписанные Императрицей. У меня в письмах была икона Мученика Григория с Цесаревичем на коленях. Всматривалась в скорбный лик Царевича и ощутила его глубокий, печальный взгляд.

— Батюшка, Вы видите, как скорбит Цесаревич? – и протянула ему икону.

— А как же не скорбеть? Какие поношения, оскорбления он видит на Царя, Царицу и на Старца Григория. Алексий знает его святость как никто другой, ведь как отец Григорий его спасал от смерти, сколько раз... Помолится, перекрестит его, благословит. Ведь это чудо творил Старец: по милости Божией, исцелял! А о нем такие глупости говорят!

— Отче, мне сказали, что снова была передача по «Радонежу», беседу вел священник, почитающий Царственных Новомучеников. Когда его спросили именно об этой добродетели Старца Григория – исцелении Наследника – он ответил, что Распутин лечил как экстрасенс... Батюшка, что же делать? Такое неприятие и снова ложь!

— А вы знаете этого священника? — спросил Старец.

— Нет, только бывала несколько раз в храме на службе и читала его проповеди...

— Вы ему от меня, тоже священника, любящего Царственных Мучеников, задайте вопрос: «А что они, Старец Григорий и Царица Александра, вместе «колдовали»?! Грешно так говорить о Григории и об Императрице! Она духовная умница была и видела людей. Видно, тот священник себя выше и умнее Царя и Царицы считает?

— Не знаю, отче, просто он всегда говорит о Григории Ефимовиче страшные веши, смеется надо всем его святым житием: иронизирует, что святой Царь Николай преобучался Иисусовой молитве от Старца Григория...

— Как грешно! Это священник так говорит?!

— Да... простите...

— Царь Николай имел великую силу Иисусовой молитвы, и именно она, молитва эта, давала Ему духовный разум и Божественную мудрость, просвещала Его сердце и направляла, вразумляла, как поступить. А молитва Мученика Григория спасала Царевича столько раз от смерти, исцеляла... Ведь молился Григорий за Русь – и его Господь слышал...

Разговор прервался, вспомнились некоторые немыслимые публикации о Григории Ефимовиче Распутине, постоянные "просветительские" передачи по «Радонежу» о нем. Ничего светлого, правдивого, одна брань и хула, перепевы масонских книг и пересказы "свидетелей" жизни Старца Григория, его убийц, И все это предлагают доверчивым людям и не дают опомниться, задуматься; самим, с Божией помощию, попытаться найти Истину. Вспомнился и иной случай: некоторый священник благословил сжечь на территории храма две книги: «Мученик за Христа и Царя» и «Царский Сборник»... Потрясение трудно передать словом... Мелькнула мысль: «Скоро они будут и авторов жечь на кострах... Боже! Спаси, сохрани и помилуй!»... Держала в руках икону Григория и вспомнила слова Батюшки, сказанные в ответ на все эти «костры»: «Это диавол сотворил! Какая сатанинская злоба! Господи! Вразуми Ты их!» Размышляя так, снова спросила Старца:

— Отче, прославят его?

— Так смотрите, что у Вас в руках?

— Икона Мученика Григория с Цесаревичем...

Так видите, уже прославили... Смотрите, и иконочка уже есть, даже акафист, ведь мы же молимся ему, и многие молились и молятся...

Батюшка! А Архиереи будут на нас серчать?

— За что? – спросил он. – Мы с вами их ничем не обидели и не обижаем.

— Что мы Новомученика Григория (Распутина) освятили, славим, святым почитаем?

Это – правда Божия, здесь не на что серчать, – сказал Батюшка. – Они – Архиереи, понимают.

Жертвенные цветы Покаяния

В словах и мыслях Старца Николая присутствовало всегда чудесное спокойствие духа и твердость, которая дается только глубокой верой и спокойной, чистой и праведной совестию. Это спокойствие передалось и нам: как можно не ублажать мученическую кончину Царских Страдальцев и Григория святого, не причастных ко грехам предгрозового российского, «интеллигентного», общества, столь много и тяжко грешившего против Русского Народа, разбудившего в нем зверя и подавлявшего в нем человека-христианина. Мучения Царя Николая Второго – это воистину жертва за грех такого «общества», жестокого и бросившего вызов Господу.

Старец Николай всегда внушал нам святоотеческое отношение к мученическому долгу и искупительной жертве Царя. Он говорил, что Богу не нужно наше прославление святых, имея в виду [Царя Николая Второго,] Царственных Новомучеников, Григория, и Благоверного и Христолюбивого Царя Иоанна Грозного. «У Бога – они святы, – говорил Батюшка. – Это нужно для нашей души, для нашего покаяния и исправления, для нравственного совершенства и духовного прозрения».

Когда начинали разговор об Искупительной Жертве Царя, Старец Николай называл Царские Страдания таковыми – искупительными, подобными Страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полным сораспятием Христу. Но Батюшка постоянно напоминал, что Тайна Искупления, как догматическое учение о Боге, не уяснима вполне для нашего разума, мы можем это постичь только отчасти, поскольку дух наш ограничен для постижения самой главной Истины – Тайны Искупления, и призывал быть очень осторожными в мыслях и словах, когда говорим. Все, что мы ни говорим о Господе и святых, напоминал нам Батюшка, мы говорим «человекообразно», поэтому он не участвовал никогда в разговорах с людьми, которые явно не желали воспринять дух его мыслей.

[Вспомним настовление Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6).

«Псы[1] – неверные, а свиньи – хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия – нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы [или псевдобогословы[2]]. Ибо, коль скоро услышат, что распялся Бог [или какую другую богословскую истину, которую они усвоить не могут], они начинают терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии взнося хулы на Всевышнего». (Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие. СКИТ. 1993. С. 81-82) ]

Царская Харизма

Искупление, совершенное Господом нашим Иисусом Христом, это – спасение падшего человека, всего человечества, возведение его в данное при сотворении Господом достоинство, обожение грешного человека через Крестные Страдания Сына Божия...

Всех мучеников за веру Христову Старец считал живой и святой жертвой Богу, все оставивших ради Христа, ибо дух их на земле живет уже не земною жизнию, они стремятся, «спешат, – говорил Батюшка, – переселиться на Небеса». Эта устремленность прочитывалась в письмах Царственных Мучеников и размышлениях Мученика Григория. Во время чтения Батюшка всегда обращал наше особое внимание на жертвенный плод их сердец. «Смерти не боюсь, – говорил Мученик Григорий, – напротив, буду рад, что Господь Бог прекратит мои земные страдания... Бог дал мне чудное призвание погибнуть за спасение обожаемых Монархов и Святой Руси».

В отношении Царственной Жертвы, Батюшка, для разъяснения, указал нам на труд Святителя Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического «Последние дни земной Жизни Господа нашего Иисуса Христа», и на труд Мученика Святителя Андроника Пермского, где обосновывалась эта жертвенность: «Древнецерковное учение об Евхаристии, как Жертве – в связи с вопросом об Искуплении»... Основные мысли, которые изложил Святитель, следующие...

Святой Архидиакон Стефан Первомученик принес себя в жертву Богу – и этим показал всю силу желания своей души приобщиться к Нему. «Так же и Царь, – напоминал Старец, — желал быть жертвой Богу за Россию! Понимаете, за Русь! Как законный, стерегущий ее от врагов Царь, Поставленный Самим Господом!» Святой Григорий Нисский писал: «Пусть сыны иудеев узнают оружие христиан, которое великий Стефан, употребив для отмщения мучителям, своим примером дал закон для нашей жизни. Они, со зверскою бесчеловечной яростию обступив святого, все имели одну только цель: все, что было под рукою, обратить в оружие против Стефана; а он как некий священник, по духовному закону закалаюший чистую жертву, приносящий не чужое, а собственное тело, вместо возлияния изливающий кровь, сам собою за согрешивших умилостивлял Бога, Которого зрел в недоступных Небесах, за убийство отмщая благодеянием, вопия в слух убийцам и говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60).

Он молитвою изглаждал грех их, который убийцы вписали своими беззаконными руками. Они, раздражаясь даже молитвою, не переставали бросать камни до тех пор, как великий Стефан, засыпанный ими, как нежными цветами, или как: бы покрытый какою легкою росою, погрузился в сладкий и блаженный сон». Поэтому Господу приятна жертва Архидиакона Стефана, так как она — свидетельство полного сораспятия Христу. [Это сораспятие Христу Первомученика Стефана[3] привело к тому, что руководитель убийства святого Стефана жид[4] Савл стал Первоверховным Апостолом Павлом (Деян. 9,1-30).


Апостол Павел, в прошлом жид Савл

Сам Апостол Павел – Иудеянин, ...воспитанный ... при ногах Гамалиила[5], тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге (Деян. 22,3), о своем жидовстве в прошлом пишет так: Слышасте бо мое житiе иногда [Вы слышали о моем прежнем образе жизни] в жидóвстве, яко по премногу гоних [что я жестоко гнал] Церковь Божiю, и разрушáх ю [ее], и преспевáх [преуспевал] в жидόвстве паче [более] многих сверстник моих в роде моéм, излиха ревнúтель сый [будучи неумеренным ревнителем] отеческих моúх предáнiй (Гал. 1,13-14). А это послания Апостол Павел начинает так: Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых … (Гал. 1,1).]

Жертва Царя Николая, говорил Батюшка, – полное сораспятие Христу, жертва за Русь Святую. Если Архидиакон Стефан, как некий священник, по духовному закону закалал чистую жертву, себя самое, как мы можем не воспринять искупительной жертвы Русского Православного Царя, который, по учению Святой Православной Церкви, является на земле «живым образом и подобием Христа Царя, живущего на Небесах, ибо Помазанник Божий саном своим Царским есть образ и подобие Христа Господа» (Святитель Димитрий Ростовский).

Царь – внешний Епископ Церкви. Слава Царей Православных состоит в том, – учит канонист Церкви Вальсамон, – «что он подобно солнцу освещает блеском Своего Православия Вселенную. Сила и деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь».

«Такова сила Царской харизмы!» – говорил благодатный Старец Николай.

Постичь величие жертвы Царя Николая необходимо, она исключительна для русских людей, Русской Церкви, потому что именно наши предки дали Господу в 1613 году Соборную клятву на верность Царскому Роду Романовых. Глубину и духовную значимость нарушения клятвы ведал Царский пророк Григорий Новый, он и заклал самого себя, чтобы предотвратить этот соборный грех. [Здесь схимонахиня Николая не точна: Старец Григорий принес себя угодную Жертву Богу ради свидетельства Богу о Богоизбранном Русском Народе: всегда были и есть в Великом Русском Народе люди верные Соборному Обету 1613 года и готовые живот свой положить за Царя своего, даже во времена клятвопреступного бунта, даже во времена апостасии, которая является следствием соборного клятвопреступления и которая лечится жидовским христоборческим игом.]

Об этом соборном клятвопреступлении постоянно плакал и молил Господа о прощении великий Старец Земли Русской Николай. Батюшка всегда повторяв: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти, да долголетен будеши на земли. За почтение родителей Господь продлевает жизнь»... Царь – отец Народа, за небрежение и предательство отца Господь посылает испытания. Попрание отца именуется хамовым грехом: Хам посмеялся над отцом своим Ноем, и праведный Ной проклял потомство Хама, а проклятие тяготеет и поныне на черных племенах, хамитах.

«Наш Святой Царь, – говорил Богодухновенный Старец Николай, – искупил Своими крестными страданиями соборную клятву Русского Народа и простил всех за измену и предательство: и Церковь [в лице ее священства], и Народ; а мы не приносим должного покаяния и не плачем о Царе пред Господом. Ведь за Царские добровольные, жертвенные страдания мы сохранены Богом и не наказаны, как: заслужили. Надо всем умолять Царя о прощении».

Святая Русь всегда любила белый цвет. В Толковом словаре В.И. Даля, – отмечает В.К. Невярович, – находим: «Народ называет белым: Веру свою, Царя и Отечество». Пословицы русского народа отражают высоту белого цвета: «На Белой Руси свет не без добрых людей», «черное к белому не пристанет», «свет бел, да люди черны». Вспомним слова Императрицы-Мученицы Александры, не оставившей гонимого всеми Старца Григория: «Белое не сделаешь черным, а чистого не очернишь»... Именно с эпитетом «белый» вошли в наш язык понятия: белые ризы, белый свет, белая береза, белая совесть, белое лицо...

Белый цвет на Руси издревле являл особое предназначение Царского служения, в великокняжеском обиходе белое платие было в великом почтении, потому-то Русь часто называли Белою, а Русского Государя именовали Белый Царь. Белый цвет – это знамение чистоты, невинности, непорочности, святости: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Отк. 3, 5) «Я увидел под жертвенником души убиенных, за слово Божие и за свидетельство, которое они имели,.. И даны были каждому из них одежды белые» (Откр. 6,9-10).

Белый цвет – белый свет, цвет ангельской, благоуханной чистоты...

Белая стая

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем,

Начали песни слагать

О великой щедрости Божией

Да о нашем бывшем богатстве

Часто Батюшка выносил из внутренней келлии какую-нибудь книгу или рукопись и говорил: «Давайте, почитаем»... Он очень любил стихи. Тонко чувствуя слово, ценил Богом данный человеку дар облекать мысли в поэтическую совершенную форму. Батюшка мало говорил, любил простоту и четкость, ясность, потому и близки ему были русские поэты и духовная поэзия. Он просил читать чаще детям хорошие стихи, ибо они «умягчают сердце». «Некоторые стихи, – говорил он, – как молитва, и человек, читая их, беседует с Господом, а потом он полюбит саму молитву, его будет тянуть к ней, чтобы покаяться перед Творцом». С детства он собирал и переписывал духовные стихотворения, поэмы и сказания. (Сборник духовных песнопений Батюшки Николая «Слово Жизни» сейчас есть почти в каждом Храме.) Даже в ссылке Батюшка переписывал духовное слово.

чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

В последние годы своей жизни, к Батюшке Николаю обращалась за духовными советами Анна Андреевна Ахматова (1889†1966), ее можно было назвать духовной дочерью Батюшки, так он сам говорил. (У Батюшки долгое время хранились письма Анны Андреевны, он многим показывал их и читал. Кому-то они понадобились: однажды, вернувшись после Всенощной в келлию, Старец обнаружил замок сорванным, а многие бумаги и рукописи из его келлии исчезли, как был украден из Храма, из Святого Алтаря, Крест – благословение Митрополита Вениамина, который Старец хранил на Престоле.)

«Мы с ней много раз встречались, с Анной Андреевной, были друзьями, – говорил Старец. – Она была чудный, верующий человек, много перенесла и страдала сильно, а ушла ко Господу монахиней». Мы не спросили Батюшку, была ли Анна Андреевна пострижена в монашество перед уходом в Вечность или нет, потому что это – тайна ее сердца. Для нас важно духовное слово Старца, определяющее итог земной жизни человеческой души: душа рабы Божией Анны отошла в Вечность, облеченная в белые монашеские ризы, и мы светло радуемся об этой милости Спасителя к ней.

В Батюшке Николае все видели и чувствовали необыкновенную, сострадательную любовь ко всякому созданию: он никого не судил. Сострадание было основой его пастырского служения; оно сияло в Батюшке и научало и нас видеть и чувствовать чужую боль и немощь, помогало не ожесточаться во время искушений, но учиться прощать и молиться за причиняющих зло.

«Все одинаково боримы врагом, – вздыхал Ба­тюшка, – только один сопротивляется ему, другой и не думает, а иному – некому помочь в этой борьбе духа». Незабвенный Батюшка, думается мне, уже рожден был в наш грешный мир с сострадающим и милующим сердцем, потому Господь и посылал ему в «друга искренние» молитвенников-отцов, которые укрепляли его на благословенном пути сострадания. Воспринял Старец эту бережность к душе и от Митрополита Вениамина, и Валаамских пустынников...

Божественные отцы учат нас смирению и терпению, венец коих – тихая и никогда не престающая Любовь Христова.

В свой сборник «Слово Жизни», он включил стихотворение Ярослава Смелякова, посвященное Анне Ахматовой. Батюшка поместил его перед своей «Автобиографией»... пятым от конца... Завершающим, итоговым, венчающим путь странника на земле...

Не позабылося покуда,

И, надо думать, навсегда,

Как мы встречали Вас оттуда

И провожали Вас туда.

Ведь с Вами связаны жестоко

Людей ушедших имена,

От Императора до Блока,

От Пушкина до Кузьмина.

Мы ровно в полдень были в сборе.

Совсем не в клубе городском,

А в том Большом Морском Соборе,

Построенном еще Петром.

И все стояли виновато

Среди хоругвей, вдоль

Икон Без полномочий делегаты,

От старых питерских сторон.

По завещанью, как по визе,

Гудя на весь лампадный зал,

Сам протодиакон в светлой ризе

Вам отпущенье возглашал.

Он отпускал Вам перед Богом,

Все прегрешенья и грехи,

А было их не так уж много

Одни поэмы да стихи.

«Мне вспоминается ночь с 23 на 24 июня 1989 года, – пишет исследователь творчества Анны Андреевны. – Поздно вечером мы с друзьями пришли к могиле Ахматовой. Она пламенела лепестками тюльпанов, тускло освещаемых десятками свечей. Я поставил в изножий креста свечу в лампадке, привезенной из слепневского дома [...] Веяло прохладцей, туман плыл низко над озерными водами. По береговой тропинке к нам вышел старик в поношенных кедах, с рюкзаком за плечами, с ножом за поясом. «Откуда вы, дедушка?» – спросили мы его. «Издалека, – ответил он, – из Сибири. Да нас тут много – поглядите, вон костерки жгут, греются». Мы поглядели по берегам озера – тут и там дымились невысокие костры. «А зачем вы приехали сюда?» – спросил я. «Как зачем? – удивился старик, – надо Аннушку ведь помянуть. Ведь она всю жизнь за правду стояла, как же не приехать, не помянуть...» Я понял, что это съехались, сошлись, чтобы помянуть Ахматову в ее столетнюю годовщину. [...] Мне показалось тогда, что времена Анны Ахматовой имеют и еще одно измерение – они тайно живут в неистребимой душе народа, с которым она связала себя навеки великим русским словом»[6].

«Она всю жизнь за правду стояла», – так оценил ее труды верующий Русский Народ, именно за это глубоко уважал Анну Андреевну Батюшка Николай, ибо все минет – одна Правда Божия останется.

Батюшка учил нас любить Слово, Слово Божие, и всегда хранить сердце, очи и уста. Каждое наше слово записывает Ангел, говорил он, и о нем будет спрошено в день Суда. Просил не судить друг друга, ибо это – не наша мера, судить нас всех будет Господь и наша совесть. «А совесть каждого человека уже видна в его словах и делах, – говорил Батюшка. – Мы ведь чувствуем, как каждый человек хочет спастись и упокоиться в Царствии Небесном, со Христом. Не надо его отталкивать, надо помочь ему». Вот звуки души, простирающейся вослед Христу и облеченной в белоснежные, благоухающие монашеские ризы, которые видел духовным оком в человеке незабвенный Батюшка Николай:

Великую зиму я долго ждала,

Как белую схиму

Ее приняла.

И в легкие сани

Спокойно сажусь...

Я к вам, китежане,

До ночи вернусь.

За древней стоянкой

Один переход...

Теперь с китежанкой

Никто не пойдет,

Ни брат, ни соседка,

Ни первый жених,

Лишь хвойная ветка,

Да солнечный стих,

Оброненный нищим,

И поднятый мной...

В последнем жилище

Меня упокой[7].

Благодатный Старец видел ясно душу каждого человека. Он полностию прозревал сокровенное сердца, видел не только мысли и чувства, но и движения помысла, прилоги. Однажды, у одной матушки, некоторое время не было известий от сына, она часто звонила ему, но с Острова не могла дозвониться. Встревоженная, глубоким вечером, уже к ночи, она обратилась к Старцу: «Отче, я переживаю, где мой сын, все ли спокойно у него?» «Не волнуйтесь, матушка, – сказал Старец, – у него все хорошо, Ваш сын в Питере»... Матушка встревожилась еще больше: они живут в Москве, идут занятия в институте, о каком Питере может идти речь? На следующий день, по молитвам Батюшки, она прозвонилась домой и спросила: «Где ты был?» «Дома, – ответил сын. – Но Батюшка сказал, что ты в Питере!» После некоторого молчания, она услышала слова: «Господи! Как удивительно прозорлив Батюшка! Мама, сегодня во сне я ходил по Питеру, по его святыням и памятным местам, там, где мы были еще в десятом классе с гимназией...»

Обращавшиеся к нему, часто даже без слов со стороны Старца, ощущали, что он видит все, что происходило в душе, — и общались с ним молитвенно. В таком отношении между духовником и чадами приоткрывалась благодатная сила молчания. Авва учил молчанию духовному: даже не сказав ни слова, лишь побывав в келлии отца-наставника, подле него, человек получал утешение и облегчение, а также наставление и вразумление. Праведный Старец имел дивный дар прозрения сердца и благодать врачевания его. Этот обильный дар позволял ему «обильно» спасать недугуюших. Рядом с Батюшкой отступало от души все поверхностное и наносное, греховное, душа очищалась и могла видеть себя такой, какая она есть: без искажений. Открывался «внутренний» человек, сокровенное сердца.

Батюшка очень любил молчание. Это было одной из его высочайших добродетелей. Он всегда скрывал свои подвиги и не желал рассказывать о своей подвижнической жизни. Очень редко он приоткрывал завесу, скрывавшую его ослепительно белую душу от этого мира, который он не видел и не воспринимал.

Он молился о душе пришедшего человека, чтобы она открылась, покаялась, очистилась и наполнилась благодатным светом...

Преподобный Гавриил Спасо-Елеазаровский говорил: «В этом познается, насколько высока и ценна чистота души. Тогда только, когда душа отрешена от всего суетного и греховного, как бы завеса спадает с ее душевного ока, и вот она прозрела и видит то, что не было для нее ясным, и чего не видит занявшийся суетной жизнию мир»...

Подле Батюшки, каждый ясно видел свои грехи и немощи, понимал, в чем корень его греха и приходил к истинному раскаянию и искреннему желанию исправить свою жизнь... И только тогда, когда душа человека очищалась и желала услышать слово спасения, Старец говорил с кротостию несколько слов на пользу душе. Как драгоценное сокровище, уносил человек в сердце своем эти слова, и хранил... Слова Батюшки были простые, но преисполненные благодатною силою, которая и укрепляла человека. Прозорливость и пророческий дар он прикрывал вскользь высказанными серьезными замечаниями, произнесенными иногда «вдруг» и «не к месту»... Многое из сказанного становилось понятным, или же сбывалось, спустя какое-то время. Иногда проходили годы...

Он никогда не ранил душу человека... называл ее «самым дорогим сокровищем вселенной»... «Надо беречь человеческие души для Царствия Небесного!» – говорил Батюшка, Он имел чистое сердце, чистую душу. Думается, он сохранил ее чистоту, дарованную от рождения Господом, и выбелил, возвысил, соделал блистающей... Белоснежная душа Старца, отражающая Небесный Свет и щедро освещающая каждого, кто к нему приходил с открытым сердцем!

Святого Исаака Сирина вопросили: «Что есть чистота сердца?» Он ответил: «Сердце милующее, сердце любящее... Это сердце тоскует о сломанной былинке, о покалеченном дереве, а не только о страдающем человеке». И Сам Христос Спаситель называл блаженными – счастливыми людьми – людей с чистым сердцем... И они Бога узрят... А иные, как незабвенный Авва Николай, зрели даже в детские годы, при земной жизни, и ныне зрят и радуются в Блаженной Вечности.

Душа человека – это птица, сокровенная и ранимая, это – дуновение и дыхание Божие. При бережном отношении к ней самого человека и близких, она просыпается, пробуждается и расцветает, превращаясь в большую и сильную белую птицу. Крепнут и растут крылья духовные – молитва и покаяние, а когда она возрастет в меру Христову, отделяется от бренного тела, глины... И воспаряет в сияющую синюю высь светозарных Небес... И летит на крыльях Душа человека, хранимая Ангелами, ко Сладчайшему Спасителю мира Христу...

Человек! Чело вечное! Остановись, помолись, примирись со всеми и прости всех, осени себя крестом и посмотри ввысь: над тобою постоянно пролетают птицы... Души людей, драгоценнее которых нет ничего на этом белом свете!.. Ты видишь? Тихо летит по Божиему Небу чья-то душа...

Белая стая...

Не стреляйте белых лебедей!..

«Царь Николай самый великий, Он за вечерей всех ближе к Христу»

…Робко лампада, мерцая, во мраке горит;

Старица скорбно во мглу, в безнадежность, глядит.

Смотрит – и видит, молитву честную творя,

Рядом с Христом – Самого Страдальца Царя.

Лик Его скорбен; печаль на державном Лице;

Вместо короны стоит Он в терновом венце;

Капли кровавые тихо спадают с чела;

Дума глубокая в складках бровей залегла.

Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей –

В Облик единый сливаются в бездне теней

Образ Господень и Образ Страдальца Царя… (…)

Жарко лампада пред образом Спаса горит;

Старица Ксения во мглу, в безпредельность глядит,

Видит она – лучезарный, нездешний чертог;

В храмине стол установлен, стоит поперек:

Яства и чаши для званых рядами стоят;

Вместе с Иисусом Двенадцать за брашной сидят,

И за столом, ближе всех одесную Его,

Видит она Николая, Царя своего.

Кроток и светел Его торжествующий Лик,

Будто Он счастье желанное сердцем постиг,

Будто открылись Его светозарным очам

Тайны, незримые нашим греховным глазам.

Блещет в алмазах Его драгоценный венец;

С плеч ниспадает порфиры червленый багрец;

Светел, как солнце, державный, ликующий взор;

Ясен, безбрежен, как неба лазурный простор. (…)

Слышится слово, Заветное слово Христа:

“Дщерь, не печалься; Царя твоего возлюбя,

Первым поставлю Я в Царстве Святых у Себя![8]

Старый Футог

25 ноября 1922 г.

Сергей Сергеевич Бехтеев (1879 – 1954)

Батюшка Николай дал прочесть это стихотворение Сергея Бехтеева, которое хранилось у него на листе, напечатанном на машинке, со словами: «Видите, как Господь возлюбил Царя и причислил Его ко избранным святым... Спаситель возвысил Царя Николая за Его крестное смирение... Царь Николай – великий Святой»...

Это откровение-видение Дивеевской Старице было в 1917 году[9], когда Благоверный Государь Император Николай Второй был жив и царствовал на Престоле. В этот год, последний год русской жизни с Царем, Господь посылал чрез Ангелов видения старцам святым и отрокам, дабы открыть Крестные Страдания Избранника Своего Царя Николая малому стаду и возвестить о грядущей Небесной Славе Царя. Через эти откровения, мы имеем несомненную веру в особую милость Божию к России за искупительную жертву Царя, об этом нам постоянно напоминал незабвенный Батюшка Николай: «Любите Царя, и не забывайте, что Он принес Себя в жертву ради России».

Видение, бывшее Митрополиту Макарию Московскому (Невскому), Батюшка считал сугубым откровением о духовном небесном избранничестве Царя и о спасении Русской Церкви [не смотря на предательство практически всего священства, и о спасении России, не смотря на измену подданных святого Царя Николая Второго. (Изменой и предательством были охвачены практически поголовно высшее руководство государственной власти, генералитет и значительная часть Русского Народа, дававшего в 1613 году Богу Соборный Обет верности Царям из Царствующего Дома Романовых).]

Сергей Нилус, по словам Чудотворца Иоанна Кронштадтского «без поклонов в Царствие Небесное вошедший за то, что опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», так передавал это откровение Божие:

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский (1/14 октября 1835 г. — 16/29 февраля/1 марта 1926 г.)

«Вскоре после революции 1917 года, Митрополит Московский Макарий, беззаконно удаленный с кафедры Временным Правительством, муж поистине «яко един от древних», видел сон.

«Видел я, передавал он одному моему другу, поле. По тропинке идет Спаситель. Я за ним и все твержу: «Господи, иду за Тобой!» А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: «Иди за Мной!»

Наконец, подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: «Иди за Мной!»

И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся.

Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: «Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для Твоего народа, а другая, сладкая, для Тебя».

Государь падает на колени и долго молит Господа дать Ему выпить горькую чашу вместо Его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь, и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух.

На этом я опять проснулся.

Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и Своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину Русского Народа на Себя, и Русский Народ прощен»[10].

«Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь»...

В книге Пророка Исайи есть откровение: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6,1-7).

По толкованию Святых Отцов и учителей Церкви (Василия Великого, Блаженного Феодорита), горящий уголь, взимаемый с Алтаря Божия, попаляет как огонь все нечистое в человеке беззаконие и грех, Благодатию Божией очищая и просветляя. У Пророка Исайи очищаются именно уста, ибо собственно ими будет служить Богу Исайя. Почувствовав себя чистым, Исайя добровольно идет проповедовать народу еврейскому, ожесточенному сердцем, огрубевшему и не способному до времени принять проповедь его о пришествии Мессии, Христа Спасителя. И народ еврейский обречен на страшное опустошение, доколе сердце его не смягчится, и станет тогда возможным обращение к Богу... Но народ сей был сохранен Богом, как свидетельствует Пророк Исайя, так как Святое Семя (Мессия, Спаситель) еще не пришел, и поэтому народ, из среды коего Он должен произойти, сохранил свое бытие...

Государь Император, Святой Царь Николай, вымолив у Спасителя горькую чашу, принимает раскаленный уголь, вынутый Спасителем из чаши, очищается и просветляется всем естеством Своим и вземлет на Себя Соборный грех Богоизбранного Народа Русского, так тяжко согрешившего, падшего, но сохранившего в недрах своих Веру во Христа и явившего множество Святых Угодников Божиих, молитвами и предстательством коих отвергается греха и пламенно взыскует покаяния и Царствия Небесного.

[Более полное толкование духовного смысла Богом дарованного видения, бывшее Митрополиту Макарию Московскому (Невскому), приведено в главе 8.2.1.А. работы Романа Сергиева “Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого воскресения Царской России” или смотри новостное сообщение от 28.02.2008..]

«Стоит среди поля Государь, окруженный  множеством народа, и Своими руками раздает ему манну»...

В Откровении Святого Евангелиста зрителя судеб Божиих Иоанна Богослова сказано: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2,17).

Под сокровенной манной можно разуметь Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Кои приемлются верующими в Таинстве Евхаристии. Это Таинство является Божественным Даром, Который не был отъят от России благодаря Христоподобной искупительной жертвы Святаго Царя-искупителя Николая. Если бы Государь не взял бы на себя Соборный грех России – грех клятвопреступления Благочестивого Соборного Обета на верность Самодержавным Царям из Дома Романовых – то вся Русская Церковь и весь Русский Богоизбранный Народ подпали бы под Соборное проклятие 1613 года и 11 анафему в Неделю Торжества Православия. Господь через Своего Помазанника спас Русскую Православную Церковь и Свой Богоизбранный Народ. Не будь искупительной жертвы Царя, то не было бы, ни Русской Православной Церкви, ни Русского Богоизбранного Народа, ни Государства Народа Божия – Великой России. Погибло бы всё, а вместе с Россией и весь мiр

Для написания вышеприведенного текста использовалась книга схимонахини Николаи (Гроян) Царский Архиерей. Духовному отцу Слово Любви” (С. 169-191).

На нашем сайте можно посмотреть молитвы, которыми молились перед Иконами Пресвятой Богородицы до 1917 года. Смотри Иконы.

На нашем сайте можно скачать и читать, замечательное произведение генерала и писателя Петра Николаевича Краснова “Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии”, которое является неувядающим венком доблестным солдатам и офицерам Русской Императорской Армии, живот свой за Веру, Царя и Отечество положившим.Прочитав эту книгу, вы узнаете, чем Русская Императорская Армия была сильнее всех армий мира и поймете, кто такой генерал Петр Николаевич Краснов. Воин Русской Армии, Русский Патриот, православный христианин очень многого себя лишат, если не найдут время прочитать эту очень благодатную книжечку.

На нашем сайте можно читать и скачать книги схимонахини Николаи (Гроян) о духоносном старце Николаи (Гурьянове) Псковоезерском "Небесный Ангел пламенный молитвенник земли Русской за весь мир", "О Богоустановленности Царской Самодержавной власти", “Царский Архиерей. Духовному отцу слово Любви” и о Григории Ефимовиче Распутине - "Мученик за Христа и Царя Григорий Новый" (пока только скачать) .



[1] «Псами и свиньями назвал одержимых неизлечимым нечестием: псами, как лающих на Христа, а свиньями, как покрытых грязью страстей. Итак, повелел не передавать таким таинство Догматов веры.

Святым и бисером назвал таинство нашей веры, – святым, как божественное, а бисерами – по причине драгоценности заключенного в ней учения». (Толкование Евангелия от Матфея Евфимием Зигабеном. СПб. 2000. С. 86).

[2] Богослов — это человек, через которого Бог воплотился в Слове. Таковыми Православная церковь почитает только трех святых: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Самочинные претензии каких-либо других людей на это высокое звание (тем более — “дипломированный богослов”) диагностирует тяжелейшее духовное повреждение таковых человеков. Таких самозванцев правильнее называть “боги ослов”.

   Очевидно о них святитель Игнатий Брянчанинов, посетив Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре еще в августе 1847 года, сетовал: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, Академии есть, есть Кандидаты, Магистры, доктора Богословия (право – смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б..... . Случись с этим Богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только Богословия. Я встречал таких: – доктор Богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка-ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!» (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Составитель игумен Марк (Лозинский). М.-СПб. 1995. С. 133-134. Письмо 63). За последние 150 лет ситуация с богословами только еще сильнее усугубилась! Поэтому неудивительно, что какую либо богословскую истину они усвоить не могут, это и заставляет их терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии вознося хулы на Всевышнего.

[3] Дедушка по маме Старца Николая носил имя Первомученика Стефана.

[4] Чем отличается жид от иудея и еврея смотри в главе 5.5. работы Романа Сергиева “Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого воскресения Царской России” или смотри новостное сообщение от 04.01.2008.

[5] Учитель будущего апостола Павла фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом (Деян. 5,34). Память святого праведного Гамалиила отмечается 2/15 августа.

[6] Анна Ахматова. Предисловие Михаила Кралина М. 1996. Т. 1. С. 16.

[7] Анна Ахматова. Т. 1. С. 236.

[8] Сергей Бехтеев. Видение Дивеевской Старицы. СПб. 2002. С 126-129.

[9] «Описанное мною выше видение Дивеевской старицы, было мне передано моим родственником Арцебушевым в г. Ельце в декабре 1917г., куда он приехал прямо из Сарова, где служил 6-го декабря молебен о здравии Государя Императора и где он лично виделся и говорил со старицей». Сергей Бехтеев.

[10] Сергей Нилус. На берегу Божией реки. Ч. 2.1992. С. 147-148.

 

 


Коллекция.ру
Locations of visitors to this page