Ранее Все новости Позднее

04.12.2007 - Господь Бог предупреждает через пророка Малахию всех совершающих мерзость запустения: помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним (Мал. 2,3), с пометом!


Святитель Дмитрий Ростовский учил 300 лет назад так: «Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень [Царь-Богопомазанник] по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет венцы, сей[1] же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и сей [Царь-Помазанник Божий] не щадит души Своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей»[2].

«Крепкая благочестием и Самодержавием Россия стоит твердо и спокойно, подобно каменной скале, у подножия которой сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что державная рука Помазанника Божия держит ею мир, и сугубо спокойна, потому что это мир недремлющий, но бодрствующий с оружием против ненавидящих мира.

“С нами Бог!” да взывает каждый из нас заедино с Благочестивейшим Самодержцем нашим. С нами Бог благодатью православной веры. С нами Бог благодатным даром благословенного наследственного Самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом чистою верою и достойною веры жизнью, непоколебимою верностью Богодарованному Царю и соответственным единодушием!»[3] – говорил на проповедях святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Память его отмечалась два дня назад, в день мнимой кончины Императора Александра Первого Благославенного.

«Праведный Николай был истинный Царским Архиереем, чуждым всякой политики, святитель-молитвенник, следующий догмату Православной Церкви о том, что «при короновании на Царство Православных Царей совершается помазание Их как высшая ступень Таинства Церкви, которое, как и любое Таинство, имеет догматическую силу». Старец, воспринявший святоотеческие традиции и не уклонявшийся от православных догматов, рассматривал возведение на Царство Царя как рукоположение в Церковный чин. Один из основных законов Российской Империи прямо гласит: «Император именуется Главой Церкви как верховный защитник и хранитель догматов Православной Веры». Царь является не только симфоническим мирским архиереем, но и единственным епископом внешних дел Вселенской Церкви. Согласно 104 правилу Карфагенского собора, каждый «праведный Царь имеет святительский чин».

Поэтому в присутствии батюшки невозможно было мыслить иначе о Царской власти, чем как учит Церковь. Любое небрежение к святому Царскому званию вызывало глубокое переживание батюшки. Он не позволял говорить дерзостно о любом Царе, поскольку это была хула на Помазанника Божия. Все резкие, не говоря уже об оскорбительных, слова о Царе Иоанне Грозном, Императоре Петре Великом, Государе Павле Петровиче, святом Царе-искупителе Николае и других Государях, вызывали в батюшке праведный гнев. Он строго говорил, что лично он «не дерзает осудить ни одного Царя, поскольку Они – Помазанники Божии. Это – великий грех»[4].

«Батюшка Николай испытывал всех на верность Царю»[5]. Ибо «отношение к Царю и Царской Власти старец считал сугубо важным для спасения души»[6]. «Первый духовный урок, полученный от батюшки, заключался в простых, емких, как заповедь, словах его святой души: “Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога”. “Если человек не любит Царя и Россию, он никогда искренно не любит Бога. Это будет лукавая ложь”»[7].

Современный русский историк О. Платонов пишет[8]: «Русская православная мысль этой эпохи[9] продолжает твердо держаться убеждения, что невозможно православным христианам иметь Церковь, не имея Царя. Русский Царь, писал в конце XIX века оптинский схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), есть представитель Воли Божией, а не народной. Его воля священна для русского человека как воля Помазанника Божия; он любит Его потому, что любит Бога. [Православный христианин (мирянин или архиепископ, крестьянин или Великий Князь) служит Богу, кладя живот за Царя; верой и правдой служа Царю и ревностно выполняя волю Его, он тем выполняет волю Бога!] Царь дарит народу славу и благоденствие, а народ воспринимает их как Милость Божию. "Постигают ли нас безславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония, и никогда не изменим в любви и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу".[10]

Понятие "Царь как Помазанник Божий" развивается в трудах П. Пятницкого. По его мнению, самое это название свидетельствует о том, что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает Их властью на земле и повелевает Им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя всегда направлены ко благу Его народа. Весь внутренний смысл этого церковного обряда ясно познается из молитвы, с которою Монарх во время коронования коленопреклонно обращается к Престолу Всевышнего и в которой молит Отца Небесного наставить в деле, которому послан служить; молит о ниспослании премудрости, дабы Господь Бог даровал Ему, Царю, способность управлять царством к пользе врученных Его управлению людей и к славе Божией.[11]

Помазанник Божий, писал архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий, получал «в совершенном над Ним Церковью таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть "Царем и судиею людем Божиим", как исповедует Он Сам в молитве, читаемой Им при священном Короновании в храме, перед всеми. Поэтому Он и входит в алтарь Царскими вратами и причащается перед святым престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх – неправославный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодетельствованный ею»[12].

Итогом исканий русской духовной мысли в понимании Самодержавия стала формулировка отца Павла Флоренского. "В сознании Русского народа, – писал он, – Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, – милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из внерелигиозных посылок, имеющих в виду общественную и государственную пользу"[13].

Эту формулировку эмоционально дополняет вывод писателя В. Розанова, что Царская власть есть чудо. В Царской власти и через ее таинственный институт, считает он, побеждено чуть не главное зло мира, которое никто не умел победить и никто его не умел избежать: злая воля, злое желание, злобная страсть. Злоумыслить что-нибудь на Царя и отказать Ему в повиновении – ужасная вещь в отношении всей истории, всего будущего, тысячи лет вперед. Вот отчего истребление всяких врагов Государя и всякой вражды к Государю есть то же, что осушение болот, что лучшее обрабатывание земли, что дождь для хлеба. Никакого черного дня Государю, все дни Его должны быть белы – это коренная забота народа.[14]

[А ныне, к сожалению, "ревнители" не по разуму Христову, наученные жидами – профессиональными христо- и цареборцами, враждуя к Царям, хулят практически всех Богопомазанников, начиная от местночтимого московского святого с XVII века Царя Иоанна Грозного и до святого Царя-искупителя Николая Второго. Особенно усердно воры Царской власти обливают грязью Царей из Царствующего Дома Романовых. В этом "подвизаются", как в земной Церкви (этим занимаются еретики-паписты, "молитвенники" о мерзости запустения[15] – о «Великом Господине и Отце» всех этих еретиков-папистов в Московской патриархии, о своих "Великих Господинах и Отцах" молятся и в других юрисдикциях); так и в государстве Русского Богоизбранного Народа – в России (этим занимаются еретики-цареборцы – враги Дома Романовых или поклонники президентского правления). Но ведь в 1613 году Русский Народ на Земско-Поместном Соборе дал обет Богу верой и правдой служить именно Царям (а не президентам) из Дома Романовых (а не дома Рюриковичей, Путиных или Зюгановых) до скончания веков[16]. Господь Бог предупреждает через пророка Малахию всех совершающих мерзость запустения: помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним (Мал. 2,3), с пометом! Чтобы получше уразуметь, что же произойдет с молитвенниками о мерзости запустения, стоящей на святом месте, посмотрите в толковом словаре слово помет. И вы поймете, угодны ли Богу молитвы этих "подвижников" и "молитвенников".

В целом русская духовная мысль конца XIX – начала XX вв. со все большей глубиной обосновывает главную формулу Русской цивилизации, соединяющей Самодержавие, Православие и Русский народ – «три силы, три начала, три кита, на которых держалась, росла и крепла Святая Русь православная. Святая соборность этих начал, при том основанная не на каких-то политико-экономических и материальных соображениях, а на глубоко-мистической преданности Правде Божией и Истине Православия – вот та всеобороняющая творческо-животворящая сила, которой жила и питалась Святая Русь в течение почти 1000 летнего своего существования.

В этой святой триединой соборности нет ничего случайного, ненужного. Все это важно, необходимо, ибо все выстрадано, вымолено, выпрошено у Бога»[17]. Православие] – как неиссякаемый источник чистой, ничем незамутненной Христовой Истины; Русский народ – как хранитель и убежденнейший почитатель этой Истины; православный русский Царь [Помазанник Бога] – как первый Сын Православной Церкви и первый [Сын и] слуга Своего Народа, принявший на Себя подвиг служения Своему великому Народу в духе Церковью проповедуемого, народом хранимого и исповедуемого Православия.

Здесь все – [и Царь – наследник Престола царя Давида, и Богоизбранный народ, Иаков, и земная Церковь – наследие Божие, Израиль (Пс. 77,71)] … – стало сознательно, убежденно на служение единой Божественной Истине. Ее духом должна была насытиться жизнь великого Народа – личная, семейная и государственно-общественная. Русское государство по плоти и крови своей от мира сего, но по духу оно не от мира сего, ибо его основное задание не только внешнее устроение жизни Русского Народа, а воплощение, конечно, в меру своих сил, в жизни Русского Народа Царства Божия; Царства Христовой Истины, от любви и милосердия. Вот почему Русское Царство по глубокому пониманию русских праведников не просто царство земное, а Русь Святая – Православная, Дом Пресвятой Богородицы[18]».

Иоанна Кронштадтского говорил: “Русь есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”. (Россия перед Вторым Пришествием. Т2. С. 331).

Итак, соборность – это единство во Христе, когда среди народа Божьего незримо, но реально, присутствует Сам Христос Господь, а Его это присутствие обозначает, символизирует Христос Господень. Если единство во Христе (соборность) в народе Божьем имеет место, то народ имеем Того, Кто эту соборность символизирует здесь на земле – Царя; Того, Кто является земным орудием Иисуса Христа в управлении и народом Божьего, Иаковом, и земной Церковью – наследием Божьим, Израилем. В одной руке Царя держава Царская – знамение врученной Ему от Бога власти для этого управления, а в другой – «скипетр правления и повеления, мановению коего все повинуются по святому долгу верноподданства»[19], и меч, который Он, как Божий слуга, употребляет в наказание делающему злое (Рим. 13,4).

Обратим внимание на то, что Царь-Богопомазанник является символом соборности. Ибо только Христос Господень, Помазанник Божий, предводительствуя на земле в Церкви воинствующей и в Царстве богоизбранного народа, создает условия богоизбранному народу для творения соборных добродетелей. Но создавая условия для творения соборных добродетелей, Царь поощряет и требует от Своих подданных творения их. Ибо для обоживания, для того, чтобы стать сынами Бога по благодати, недостаточно творения только личных добродетелей. Святитель Дмитрий Ростовский такими словами это описывает: «умножает подвиги, венцов достойные, для победы устраивает добрых воинов, поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние»[20]. «Не Сам Собой, а Богом Царь царствует. И наш Государь, Благочестивейший и Самодержавнейший, избран на Царство Самим Богом. Бог назначил в России быть Царям из рода Романовых, и этот род, по милости Божией, царствует и поныне. Но никто, кроме Бога, не может и взять у Царя власть…»[21] Ныне Господь Бог за грех измены своему Богопомазаннику отъял от нас Царя, а значит и соборность, но Грядущий Царь-победитель, который уже живет среди Своего русского народа, «по женской линии Он будет из рода Романовых[22], – записал архиепископ Аверкий (Таушев) свидетельство о предначертанной Богом судьбе России, которое оставил нам святитель Феофан Полтавский, духовник Царской Семьи.

Таким образом, православный христианин отчетливо должен понимать, что соборность – это дар Божий, который обрести невозможно без другого дара Божьего – без Царя-Богопомазанника, которым она и венчается. А потому, без Царя невозможно творить никаких соборных добродетелей. В том числе, забегая несколько вперед, без Царя, Помазанника Божьего, невозможно совершить и соборное покаяние в нарушении соборного обета, данного Богу русским народом в 1613 году, служить верой и правдой Царскому роду Романовых. Без Царя невозможно соборно прославить и искупителя этого соборного греха – святого Царя-искупителя Николая Второго.

Вышеприведенный текст взят из глав 3.4.0. и 3.4.1. работы Романа Сергиева “Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого воскресения Царской России”.



[1] Хотя конкретные слова были сказаны святителем Дмитрием Ростовским о Петре Великом, но в них святитель в сжатом виде изложил учение Церкви о Царском служении.

[2] Поучения святителя Дмитрия Ростовского. СПб. Изд. Сойкина. Бг. С. 991-992

[3] Христианское Учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных. Из проповедей Филарета, митрополита Московского. Собрал П. Кременецкий. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. 1906. [ниже – Св. Филарет. Учение о Царской власти.] С. 20.

[4] Царский Архиерей. Схимонахиня Николая. «Русский Вестник». М. 2004. [ниже – Старец Николай – Царский архиерей.] С. 82-83.

[5] Старец Николай – Царский архиерей. С. 86.

[6] Старец Николай – Царский архиерей. С. 105.

[7] Старец Николай – Царский архиерей. С. 115.

[8] Приводится фрагмент 6-ой главы из книги О.А. Платонова “Терновый венец России. История Русского народа в XX веке” (Т1. Родник. М. 1997. [ниже – История Русского народа.] С. 52-53.

[9] Конец XIX – начало XX веков.

[10] Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков). Келейные записки, 1892-1896. М., 1991.С. 44.

[11] Пятницкий П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. М.,1896.С. 1-2.

[12] Более полная цитата из статьи архиепископа Аверкия, Сиракузского и Троицкого, “Неужели не пора, наконец, прозреть и опомниться?” приведена в Заключении (в главе 10.3.3.).

[13] Флоренский П. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916.С. 26.

[14] Розанов В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб., 1912.

[15] Мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет (Мф. 24,15).

[16] Текст Утвержденной Грамоты Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года и пояснение к ней приведены в Приложении 1.

[17] Бощановский В. Саровские торжества... Джорданвилль, 1950.С. 15.

[18] Бощановский В. Саровские торжества... Джорданвилль, 1950.С. 15.

[19] Речь пред панихидой, по в Бозе почивающем Государе Императоре Александре III, 20-го октября 1897 года. (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева. Т7. С. 66).

[20] Св. Дмитрий Ростовский. С. 991.

[21] Проповедь святого Иоанна Кронштадтского 14 мая 1908. (Альманах “ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ” №42. С. 2).

[22] Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. М. 1994. С. 112. Более полное пророчество приведено в главе 9.2.1.

 

 


Коллекция.ру Кольцо Патриотических Ресурсов