![]() ![]() ![]() |
|||||
04.12.2007 - Господь Бог предупреждает через пророка Малахию всех совершающих мерзость запустения: помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним (Мал. 2,3), с пометом! ![]() ![]() Святитель
Дмитрий Ростовский учил 300 лет назад так: «Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие,
так и Христос Господень, помазанник
Божий, по своему Царскому сану есть
образ и подобие Христа Господа. Христос
Господь первенствует на небесах в
Церкви торжествующей, Христос же Господень
[Царь-Богопомазанник] по
благодати и милости Христа Небесного предводительствует
на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет
венцы, сей[1] же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает
победивших, сей же для победы устраивает
добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот
положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и
сей [Царь-Помазанник
Божий] не
щадит души Своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу Свою, тратя
здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей»[2]. «Крепкая благочестием и Самодержавием Россия стоит твердо и
спокойно, подобно каменной скале, у подножия которой сокрушаются волны моря. Она спокойна, потому что державная рука
Помазанника Божия держит ею мир, и сугубо спокойна, потому что это мир
недремлющий, но бодрствующий с оружием
против ненавидящих мира. “С нами
Бог!” да взывает каждый из нас заедино с Благочестивейшим Самодержцем нашим. С
нами Бог благодатью православной веры.
С нами Бог благодатным даром
благословенного наследственного
Самодержавия. Да пребываем же и мы с Богом чистою верою и достойною веры жизнью, непоколебимою верностью Богодарованному Царю и соответственным
единодушием!»[3] – говорил на проповедях святитель Филарет (Дроздов),
митрополит Московский. Память его отмечалась два дня назад, в день мнимой
кончины Императора Александра Первого Благославенного. «Праведный
Николай был истинный Царским Архиереем,
чуждым всякой политики, святитель-молитвенник, следующий догмату Православной
Церкви о том, что «при короновании на Царство Православных Царей совершается помазание Их
как высшая ступень Таинства Церкви,
которое, как и любое Таинство, имеет догматическую силу». Старец,
воспринявший святоотеческие традиции и не уклонявшийся от православных
догматов, рассматривал возведение на Царство Царя как рукоположение в Церковный
чин. Один из основных законов Российской Империи
прямо гласит: «Император именуется Главой Церкви как верховный защитник
и хранитель догматов Православной Веры». Царь является не только симфоническим
мирским архиереем, но и единственным епископом внешних дел Вселенской Церкви.
Согласно 104 правилу Карфагенского собора, каждый
«праведный Царь имеет святительский чин». Поэтому
в присутствии батюшки невозможно было мыслить иначе о Царской власти, чем как
учит Церковь. Любое небрежение к святому
Царскому званию вызывало глубокое переживание батюшки. Он не позволял
говорить дерзостно о любом Царе, поскольку это была хула на Помазанника Божия.
Все резкие, не говоря уже об оскорбительных, слова о Царе Иоанне Грозном, Императоре Петре Великом, Государе Павле Петровиче,
святом Царе-искупителе Николае и других Государях, вызывали в батюшке праведный
гнев. Он строго говорил, что лично он «не дерзает осудить ни одного Царя,
поскольку Они – Помазанники Божии. Это – великий грех»[4]. «Батюшка
Николай испытывал всех на верность Царю»[5]. Ибо «отношение к Царю
и Царской Власти старец считал сугубо
важным для спасения души»[6]. «Первый духовный урок, полученный от батюшки, заключался
в простых, емких, как заповедь, словах его святой души: “Кто любит Царя и
Россию, тот любит Бога”. “Если человек не любит Царя и Россию, он никогда
искренно не любит Бога. Это будет лукавая ложь”»[7]. Современный русский историк О. Платонов пишет[8]: «Русская православная
мысль этой эпохи[9] продолжает твердо держаться
убеждения, что невозможно православным
христианам иметь Церковь, не имея Царя. Русский Царь, писал
в конце XIX века оптинский схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), есть представитель Воли Божией, а не народной.
Его
воля священна для русского человека как воля Помазанника Божия; он любит Его потому, что любит Бога. [Православный
христианин (мирянин или архиепископ,
крестьянин или Великий Князь) служит
Богу, кладя живот за Царя; верой и
правдой служа Царю и ревностно
выполняя волю Его, он тем выполняет волю
Бога!] Царь дарит народу славу и благоденствие, а народ воспринимает их
как Милость Божию. "Постигают ли нас
безславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония, и никогда не изменим в любви
и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших
православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу".[10] Понятие "Царь как Помазанник Божий" развивается в
трудах П. Пятницкого. По его мнению, самое это название свидетельствует о том,
что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает Их властью
на земле и повелевает Им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя
всегда направлены ко благу Его народа. Весь внутренний смысл этого
церковного обряда ясно познается из молитвы, с которою Монарх во время коронования коленопреклонно
обращается к Престолу Всевышнего и в которой молит Отца Небесного наставить
в деле, которому послан служить; молит о
ниспослании премудрости, дабы
Господь Бог даровал Ему, Царю,
способность управлять царством к пользе
врученных Его управлению людей и к
славе Божией.[11] Помазанник Божий, писал архиепископ Сиракузский и Троицкий
Аверкий, получал «в совершенном над Ним
Церковью таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть "Царем и судиею людем Божиим",
как исповедует Он Сам в молитве, читаемой Им при священном Короновании в храме,
перед всеми. Поэтому Он и входит в алтарь Царскими вратами и причащается перед
святым престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не
мог бы делать всякий другой монарх – неправославный и не отвечающий требованиям
Церкви, не облагодетельствованный ею»[12]. Итогом
исканий русской духовной мысли в понимании Самодержавия стала формулировка отца
Павла Флоренского. "В сознании Русского народа, – писал он, – Самодержавие не есть
юридическое право, а есть явленный Самим
Богом факт, – милость Божия,
а не человеческая условность, так что Самодержавие
Царя относится к числу понятий не правовых, а
вероучительных, входит в
область веры, а не выводится из
внерелигиозных посылок, имеющих в виду общественную и государственную
пользу"[13]. Эту
формулировку эмоционально дополняет вывод писателя В. Розанова, что Царская
власть есть чудо. В Царской власти и через ее таинственный институт, считает
он, побеждено чуть не главное зло мира, которое никто не умел победить и никто
его не умел избежать: злая воля, злое желание, злобная страсть. Злоумыслить что-нибудь на Царя и отказать
Ему в повиновении – ужасная вещь в отношении всей истории, всего будущего, тысячи лет вперед. Вот отчего истребление всяких врагов Государя и всякой вражды к Государю есть то же, что осушение болот, что
лучшее обрабатывание земли, что дождь для хлеба. Никакого черного дня Государю, все дни Его должны быть белы – это коренная забота народа.[14] [А
ныне, к сожалению, "ревнители"
не по разуму Христову, наученные жидами – профессиональными христо- и цареборцами, враждуя к Царям, хулят
практически всех Богопомазанников,
начиная от местночтимого московского святого с XVII века Царя Иоанна Грозного и
до святого Царя-искупителя Николая Второго. Особенно усердно воры Царской
власти обливают грязью Царей из Царствующего Дома Романовых. В этом
"подвизаются", как в земной Церкви (этим занимаются еретики-паписты,
"молитвенники" о мерзости запустения[15] – о «Великом Господине и Отце» всех этих
еретиков-папистов в Московской патриархии, о своих "Великих Господинах и
Отцах" молятся и в других юрисдикциях); так и в государстве Русского Богоизбранного
Народа – в России (этим занимаются еретики-цареборцы – враги Дома Романовых или
поклонники президентского правления). Но ведь в 1613 году Русский Народ на
Земско-Поместном Соборе дал обет Богу верой и правдой служить именно Царям (а
не президентам) из Дома Романовых (а не дома Рюриковичей, Путиных или
Зюгановых) до скончания веков[16]. Господь Бог предупреждает через пророка Малахию всех совершающих мерзость запустения: помет
раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят
вас вместе с ним (Мал. 2,3),
с
пометом! Чтобы получше уразуметь, что же произойдет с молитвенниками о
мерзости запустения, стоящей на святом месте, посмотрите в
толковом словаре слово помет. И вы поймете, угодны ли Богу молитвы этих "подвижников" и
"молитвенников". В целом русская духовная мысль конца XIX – начала XX вв. со все
большей глубиной обосновывает главную
формулу Русской цивилизации, соединяющей Самодержавие, Православие и Русский народ – «три силы, три начала,
три кита, на которых держалась, росла и крепла Святая Русь православная. Святая
соборность этих начал, при том основанная не на каких-то политико-экономических
и материальных соображениях, а на глубоко-мистической преданности Правде Божией
и Истине Православия – вот та всеобороняющая творческо-животворящая сила,
которой жила и питалась Святая Русь в течение почти 1000 летнего своего
существования. В этой
святой триединой соборности нет ничего случайного, ненужного. Все это важно,
необходимо, ибо все выстрадано, вымолено, выпрошено у Бога»[17]. Православие] – как неиссякаемый источник чистой, ничем
незамутненной Христовой Истины; Русский
народ – как хранитель и убежденнейший
почитатель этой Истины;
православный русский Царь [Помазанник Бога] – как первый Сын Православной
Церкви и первый [Сын и] слуга Своего Народа, принявший на Себя подвиг служения
Своему великому Народу в духе Церковью проповедуемого, народом хранимого и
исповедуемого Православия. Здесь
все – [и Царь – наследник Престола царя Давида, и Богоизбранный народ,
Иаков, и земная Церковь – наследие Божие, Израиль (Пс. 77,71)] … – стало сознательно,
убежденно на служение единой Божественной Истине. Ее духом должна была
насытиться жизнь великого Народа – личная, семейная и
государственно-общественная. Русское государство по плоти и крови своей от мира
сего, но по духу оно не от мира сего, ибо его основное задание не только
внешнее устроение жизни Русского Народа, а воплощение, конечно, в меру своих
сил, в жизни Русского Народа Царства Божия; Царства Христовой Истины, от любви
и милосердия. Вот почему Русское Царство по глубокому пониманию русских
праведников не просто царство земное, а Русь Святая – Православная, Дом
Пресвятой Богородицы[18]». Иоанна Кронштадтского говорил: “Русь есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять
это и благодарить Бога за то, что он русский”. (Россия перед Вторым Пришествием.
Т2. С. 331). Итак,
соборность – это единство во Христе, когда среди народа Божьего незримо, но реально, присутствует Сам
Христос Господь, а Его это
присутствие обозначает, символизирует Христос Господень. Если единство во Христе (соборность) в народе Божьем
имеет место, то народ имеем Того, Кто эту соборность символизирует здесь на
земле – Царя; Того, Кто является земным орудием Иисуса Христа в управлении и
народом Божьего, Иаковом, и земной Церковью – наследием Божьим, Израилем. В одной руке Царя
держава Царская – знамение врученной Ему от
Бога власти для этого управления, а в другой – «скипетр правления и
повеления, мановению коего все повинуются по
святому долгу верноподданства»[19], и меч, который
Он, как Божий слуга, употребляет в наказание делающему злое (Рим. 13,4). Обратим
внимание на то, что Царь-Богопомазанник
является символом соборности. Ибо только Христос Господень, Помазанник
Божий, предводительствуя на земле в
Церкви воинствующей и в Царстве богоизбранного народа, создает условия богоизбранному народу для творения соборных
добродетелей. Но создавая условия для творения соборных добродетелей, Царь
поощряет и требует от Своих подданных творения их. Ибо для обоживания, для
того, чтобы стать сынами Бога по благодати, недостаточно творения только личных
добродетелей. Святитель Дмитрий Ростовский такими словами это описывает: «умножает
подвиги, венцов достойные, для победы устраивает добрых воинов, поощряет
храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы
ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние»[20]. «Не Сам Собой, а Богом Царь царствует. И наш
Государь, Благочестивейший и
Самодержавнейший, избран на Царство Самим Богом. Бог назначил в России быть Царям из рода Романовых, и этот
род, по милости Божией, царствует и поныне. Но никто, кроме Бога, не может и взять у Царя власть…»[21] Ныне Господь Бог за грех измены своему Богопомазаннику
отъял от нас Царя, а значит и соборность, но Грядущий Царь-победитель, который
уже живет среди Своего русского народа, «по женской линии Он будет из рода Романовых”[22], –
записал архиепископ Аверкий (Таушев) свидетельство о предначертанной Богом судьбе России, которое оставил нам святитель Феофан Полтавский, духовник Царской Семьи. Таким образом, православный христианин отчетливо должен
понимать, что соборность – это дар Божий, который обрести
невозможно без другого дара Божьего – без Царя-Богопомазанника, которым она и венчается. А потому, без
Царя невозможно творить никаких соборных добродетелей. В том числе, забегая
несколько вперед, без Царя, Помазанника Божьего, невозможно совершить и соборное покаяние в нарушении соборного обета, данного Богу русским
народом в 1613 году, служить верой и правдой Царскому роду Романовых. Без Царя
невозможно соборно прославить и
искупителя этого соборного греха –
святого Царя-искупителя Николая Второго. Вышеприведенный текст взят
из глав 3.4.0. и 3.4.1. работы Романа Сергиева
“Искупительная жертва святого Царя Николая стала залогом неминуемого
воскресения Царской России”. [1]
Хотя конкретные
слова были сказаны святителем Дмитрием Ростовским о Петре Великом, но в них
святитель в сжатом виде изложил учение Церкви о Царском служении. [2]
Поучения
святителя Дмитрия Ростовского. СПб. Изд. Сойкина. Бг. С. 991-992 [3]
Христианское
Учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных. Из проповедей
Филарета, митрополита Московского. Собрал П. Кременецкий. Издание четвертое
Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. 1906. [ниже – Св. Филарет.
Учение о Царской власти.] С. 20. [4] Царский Архиерей. Схимонахиня Николая. «Русский
Вестник». М. 2004. [ниже – Старец Николай – Царский архиерей.] С. 82-83. [5] Старец
Николай – Царский архиерей. С. 86. [6] Старец
Николай – Царский архиерей. С. 105. [7] Старец
Николай – Царский архиерей. С. 115. [8]
Приводится фрагмент 6-ой главы из
книги О.А. Платонова “Терновый венец России. История Русского народа в XX веке”
(Т1.
Родник. М. 1997. [ниже – История Русского народа.] С. 52-53. [9]
Конец XIX – начало XX веков. [10]
Схиархимандрит
Варсонофий (Плиханков). Келейные записки, 1892- [11]
Пятницкий
П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. М.,1896.С. 1-2. [12]
Более полная цитата из статьи
архиепископа Аверкия, Сиракузского и Троицкого, “Неужели не пора, наконец,
прозреть и опомниться?” приведена в Заключении (в главе 10.3.3.). [13]
Флоренский
П. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916.С. 26. [14]
Розанов
В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб., 1912. [15]
Мерзость запустения, реченную через
пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет (Мф.
24,15). [16]
Текст Утвержденной Грамоты Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года и
пояснение к ней приведены в Приложении 1. [17]
Бощановский В. Саровские
торжества... Джорданвилль, 1950.С. 15. [18]
Бощановский В. Саровские
торжества... Джорданвилль, 1950.С. 15. [19]
Речь пред панихидой, по в Бозе
почивающем Государе Императоре Александре III, 20-го октября 1897 года. (Полное
собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева. Т7. С. 66). [20] Св.
Дмитрий Ростовский. С. 991. [21]
Проповедь святого Иоанна
Кронштадтского 14 мая 1908. (Альманах “ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ” №42. С. 2). [22] Бэттс Р.,
Марченко В. Духовник царской семьи. М. 1994. С. 112. Более полное пророчество приведено в главе 9.2.1.
|