www.IC-XC-NIKA.ru
назад
оглавление
вперёд
Портрет Императора Николая Второго

Худ. Валентин СЕРОВ (1865-1911). 1900. Холст, масло. 71 x 58,8. Государственная Третьяковская галерея

Кликнув по картинке, можно её увеличить. Картина взята здесь

Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему добивались многие, хотя были и те, кто побаивался проницательности художника — способности отразить на холсте потаенные качества модели.

Когда Серову заказали портрет Царя, художник находился в зените славы. Известно, что он отказывался от многих предложений, но это был не тот случай. Тем не менее как мастер, знающий себе цену, он терпеть не мог, чтобы заказчик вмешивался в его работу советами и указаниями. Один из тех, чей портрет впоследствии писал Серов, вспоминал: «По натуре он был независим и бескорыстен и не мог скрывать того, что думает. Рассказал мне, что, когда писал портрет Государя, Государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал Ей кисть и палитру и попросил докончить за него».

В литературе о Серове есть свидетельства, что портрет Императора долго не удавался. Он писался с натуры, работа продвигалась с большим трудом, и в какой-то момент Валентин Александрович решил отказаться от заказа: «К сожалению, Ваше Величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний». Государь, в простой куртке офицера Преображенского полка, с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил и общий облик и особый взгляд Царя.

Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма он почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, хотя и придавал им большое количество оттенков. Так написано и это произведение.

Во всей иконографии Николая Второго, пожалуй, лучшее изображения Государя — это серовский портрет, отличающийся необыкновенной схожестью, что отмечали многие современники. И если Серов и польстил Императору, то как искусно. Царь Николай изображен не как Император, Властитель огромной Империи в период ее процветания (войны, революции, распад страны, смерть в Екатеринбурге — все это еще впереди), но как простой человек, личность — со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями.

Tекст, с некоторыми сокращениями, взят с Российского образовательного портала

 

 


Коллекция.ру Кольцо Патриотических Ресурсов